Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»
Образовательные задачи: Математического содержания: – способствовать развитию умения работать с планом, ориентироваться на листе бумаги; упражнять в количественном и порядковом счете.
По ознакомлению с окружающим миром: – расширить представления о труде работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных; – способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, среде их обитания в зоопарке;
Социально-коммуникативного развития: – применять усвоенные ранее знания в игровой деятельности; – формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя атрибуты, разнообразно действовать с ними. Формировать умения детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и, по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив. Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры – умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми, умение соотносить свои желания с интересами других людей;
Развивающие задачи: – развивать речь, обогащать словарный запас; – развивать творческие способности, фантазию; – формировать способность достигать поставленную задачу общими усилиями.
Воспитательные задачи: – воспитывать культуру поведения в общественных местах (в зоопарке); – воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним, заботу о них; – воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; – формировать позитивные установки к различным видам труда.
Предварительная работа:
· Чтение художественной литературы Е. Чарушина, С. Баруздина, Б. Житкова, С. Я.Маршак «Зоопарк», «Дети в клетке»; Л. Шевченко «В зоопарке».
· Рассматривание иллюстраций.
· Загадывание загадок про животных.
· Беседы с детьми о посещении зоопарка, о профессиях людей работающих в зоопарке; о содержании животных в зоопарке.
· Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Кто где живет?», «Чей хвост», игры с набором животных «Животные жарких стран», «Животные полярных районов Земли»;
Материалы: иллюстрации вольеров, вывески, мягкие игрушки животных (олень, белый медведь, бурый медведь, лиса, волк, тигр, лев, слон.), путевые листы, билеты в зоопарк, карты питания животных, машины, строительный конструктор; набор «доктора», набор детской посуды, наборы «фрукты», «овощи», «продукты».
Игровые роли: строители, шоферы-экспедиторы, рабочие зоопарка, ветеринары, экскурсовод, посетители, продавец супермаркета.
Оборудование места игры: Ветеринарная лечебница, супермаркет, администрация зоопарка (штаб).
Ход игры:
Воспитатель:
“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй
Всех принимаем и не обижаем
А кто опоздает – в небо улетает”.
- Ребята кто из вас был в зоопарке? (ответы детей).
- Скажите, а зоопарк это что? (ответы детей).
- ЗООПАРК – зоологический парк, то место где можно увидеть животных из разных стран.
-Я предлагаю нам сегодня построить свой зоопарк. Хотите? (ответы детей).
- Вы не боитесь трудностей? Я думаю если вы будете дружными, будете помогать, уступать друг другу то игра у нас получится интересной.
-Тогда я вам предлагаю пройти за столы, чтобы обсудить нашу игру.
- Кто работает в зоопарке ? (ответы детей, директор, рабочие зоопарка, ветеринар, кассир,)
Директор зоопарка – знает много о животных и отвечает за все, что происходит в зоопарке;
Работники зоопарка – кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них;
Ветеринар – лечит обитателей зоопарка, делает им прививки;
- А чтобы звери не разбежались, что нам надо сделать? (вольеры).
- А вольеры из чего будем строить? (из кубиков).
- Осталась узнать какие животные будут в нашем зоопарке и сколько?
- А поможет нам узнать игра.
Это было в воскресенье,
У слона на день рожденье,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.
(Из конверта достаются картинки с изображением хвостов, лап и ушей предполагаемых животных.)
-Ребята давайте определим какому животному принадлежат уши, хвост и лапы. (работа по карточкам).
-Сколько у нас получилось животных?
- Значит сколько вольеров нужно сделать? ( 9, потому что 9 животных).
-Кто будет строить вольеры. (строители, распределение ролей).
Какую работу будут выполнять строители? (расчищать площадку, завозить строительный материал, строить вольеры, ) По этому плану мы будем строить зоопарк.
- Но прежде чем мы расселим животных по вольерам, их должен осмотреть ветеринар (ветеринар осматривает и прослушивает каждого животного).
-Теперь нам надо выбрать работников зоопарка. Какую работу они выполняют (следят за животными, кормят их, чистят клетки, ). Выдаются карточки с изображением животных за которыми они будут ухаживать.
Выбирается продавец супермаркета.
-А привезут нам животных шофера – экспедиторы. Вот вам путевые листы, на которых указано, какого животного вы должны привести первым, а какого последним. (цвет путевого листа совпадает с цветом «дороги»).
-Ещё нам нужен кассир который будет продавать билеты.
- А я возьму на себя роль директора зоопарка (напоминает, что директор следит за всем происходящим в зоопарке, за тем, чтобы все добросовестно выполняли свои обязанности).
Кто справится со своей работой, возвращается в штаб зоопарка и ждёт остальных.
Воспитатель предлагает детям выбрать атрибуты, необходимые для выполнения работы по данной профессии. Все занимают свои рабочие места.
Шоферы-экспедиторы выбирают соответствующий вид транспорта и разъезжаются в разные страны. В зоопарке оставшиеся дети продолжают трудиться. Все готовятся к встрече животных: рабочие обустраивают клетки, вольеры, работники зоопарка приобретают корм для животных в супермаркете. Вскоре к зоопарку подъезжают первые животные. Их встречают директор зоопарка, ветеринар и рабочие. Ветеринар осматривает животных, сообщает, что они здоровы и их можно заселять в зоопарк. Директор зоопарка расспрашивает о самочувствии животных и уточняет, сколько животных 19 привез каждый из экспедиторов (проверка правильности выполнения задания в соответствии с путевым листом). Рабочие расселяют осмотренных животных на свои места. Дальнейшее развитие сюжета: кормление животных, экскурсия в зоопарк.
-Ребята пусть животные отдохнут, привыкнут к новому месту, а мы с вами вернёмся в наш штаб.
- Получился очень красивый зоопарк, большой и просторный.
- Зоопарк построили, животных заселили. А вы хотите сходить в зоопарк, на экскурсию? (да).
-Давайте вспомним как надо вести себя в зоопарке. (Нельзя протягивать руки к животным, нельзя близко подходить к клеткам, т. к. это очень опасно, животные – они добрые, но бывают непредсказуемы).
- А что сначала нужно приобрести для того чтобы пройти туда? (билеты).
- А где их можно приобрести? (в кассе).
- А кто вам их продаст? (кассир).
-Ребята я хочу вам сказать, что открытие нашего зоопарка это торжественный момент, в этот момент принято разрезать красную ленточку и делает это почётный гость. Посмотрите на наших гостей кому бы вы доверили открыть наш зоопарк и разрезать ленточку. (открытие зоопарка)
- Кассир продаст билет только в том случае, если вы правильно скажите, кто из животных, чем питается, где живёт в жарких странах или на севере.
- Уважаемые посетители зоопарка просьба собраться у центрального входа.
Окончание игры.
- Вам понравилась игра в зоопарк?
- Каких животных вам бы хотелось увидеть в настоящем зоопарке?
Оценка игры.
- С взятой на себя ролью все прекрасно справились. Молодцы!