План самообразования
Воспитатель – Майер Н.В.
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельностьв соответствии ФГОС»
Цель:Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью. Развить творческие способности детей, их умения и навыки .
Задачи:
Изучить продуктивную деятельность детей дошкольного возраста и условия её возникновения и организации.
Изучить изобразительные особенностей детей, их умения и навыки в данной области.
Разработать систему занятий, пальчиковых игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук, заданий игрового характера,
развития у детей изобразительных навыков и умений.
Определить эффективность работы по повышению качества обучения детей, посредством изобразительной деятельности.
Актуальность выбранной темы:
В дошкольном возрасте мы придаем большое значение эстетическому и художественному воспитанию. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит изобразительному искусству. Оно пробуждает в ребенке интерес и любовь к прекрасному, раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, отражает действительность в художественных образах, которые действуют на чувства и сознание ребенка.
Когда ребенок регулярно занимается творчеством, его фантазия и эмоции находит выражение в материальной форме, на листе бумаги, что обеспечивает психологическое развитие, формирование новых образов и чувств. Моей целью работы является использование разнообразной изобразительных техник на решение данных проблем, которые помогают детям справиться с их эмоциональными проблемами. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. От создания образа – к выбору средств выразительности, которые подсказывают выбор темы и способ изображения. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому творческая деятельность для них всегда праздник.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а художественное творчество лучше развивается с использованием игровых ситуаций, то формирование у детей творческих умений осуществляется мною в игровой форме.
Опыт показывает, что многие трудности, связанные с низким уровнем развития изобразительных умений, заявляют о себе в период дошкольного детства.
Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:
- Высокий – 27,7%
- Средний – 35,5%
- Низкий – 36,8%
а ведь с помощью карандаша и листа бумаги, картона и пластилина можно творить настоящие чудеса. Сам сделал, своими руками! Смастерил игрушку, поделку, нарисовал картинку в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку - такая работа дорогого стоит, это радость если ребенок становится в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, все больше утверждается в своих возможностях, увереннее берется за создание чего то нового, что в дальнейшем разовьет изобразительные умения и значительно повысит шансы на успех обучения в школе.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности».
Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка. Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Лепка (пластилин и соленое тесто) - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
Аппликация – развивает художественное воображение и эстетический вкус; конструктивное мышление (зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое); мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка; помогает выучить цвета и формы; знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
План работы на год
Сроки
Сентябрь - май
Содержание работы:
1. Проанализировать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС в группе;
2. Развитие продуктивной деятельности;
3. Развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству;
4. Формировать у детей интерес к лепке, рисованию, аппликации; создавать у детей желание участвовать в совместной
деятельности.
Средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Приемы:
использование наглядного приема поэтапного рисования предметов; использование иллюстрированного картинного материала; игровых приемов и технологий, использование художественного слова.
Творческая работа носит комплексный, поэтапный, целенаправленный характер и направлена на развитие следующих функций:
– зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез;
– пространственная ориентация на листе бумаги;
– слуховое восприятие и внимание;
– сенсорно-двигательные координации;
– точные и дифференцированные движения пальцев и кисти рук.
Практические выходы, результат выполненной работы:
Отчет о проделанной работе.
Мониторинг эффективности своей работы.
Выставки детских работ.
Работа с детьми
Октябрь
сроки |
Тема и вид деятельности |
продукт |
2 неделя |
Деревья
Лепка |
«В лесу родилась елочка» |
|
Игра: «Лиственные, хвойные» д/и
Цель: Закрепить знания лиственных и хвойных деревьев. Развивать внимание, мелкую моторику. Закреплять способы лепки. |
Выставка елочек.
Пластилин, стеки |
Ноябрь
сроки |
Тема и вид деятельности |
продукт |
3 неделя |
Животные климатических зон
Рисование |
«Жирафы» |
|
Игра: «Хищники и травоядные» п/и
Цель: Закрепить знания хищных и травоядных животных. Развивать слуховое внимание. |
Цветные карандаши. Оттиск ватной палочки. |
Декабрь
сроки |
Тема и вид деятельности |
продукт |
1 неделя |
Явления живой и неживой природы
Рисование |
«Гусеница на камне» |
|
Игра: «Живое- не живое» д/и
Цель: Закрепить знания живой и неживой природы. |
Акварельные краски. Отпечаток ватного диска и среза морковки. |
Январь
сроки |
Тема и вид деятельности |
Продукт |
3 неделя |
Посуда
Рисование |
Натюрморт |
|
Игра: «Дорисуй посуду» д/и
Цель: Дорисовать геометрическую фигуру, чтобы получился предмет посуды |
Акварельные краски. Проработка света и тени |
Февраль
сроки |
Тема и вид деятельности |
Продукт |
2 неделя |
Транспорт
Конструирование |
Выставка «Улица нашего поселка» |
|
Игра: «Гаражи» п/и
Цель: Развивать внимание и двигательную активность |
Спичечные коробки, цветная бумага, клей |
Март
сроки |
Тема и вид деятельности |
Продукт |
2 неделя |
Комнатные растения
Рисование |
« Домашний цветок» |
|
Игра: «Подбери цветок» д/и
Цель: Развивать внимание, логическое мышление |
Акварельные краски. Рисование пальчиками |
Апрель
Сроки |
Тема и вид деятельности |
Продукт |
3 неделя |
Рыбы, пресмыкающиеся
Лепка |
Выставка «Лягушки на пруду» |
|
Игра: «На болоте»
Цель: Развивать двигательную активность , внимание, логическое мышление. |
Пластилин, картон, цветная бумага, бросовый материал |
Май
Сроки |
Тема и вид деятельности |
Продукт |
3 неделя |
Буква
Аппликация, рисование |
Оформление панно на выпускной |
|
Игра:
Цель: |
|
Вывод:
Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают мышления .
В течении года я использовала в своей работе следующие приемы:
- Экспериментирование с изобразительными материалами .
Это смешивание цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.
- Использовала нетрадиционные техники изображения
В рисовании:
· Рисование пальчиками,
· кляксография,
· рисование акварелью по мокрому листу,
· печатание срезами овощей, ткани, нитей
· рисование пузырями
· рисование углем
· рисование пластилином
В аппликации:
· сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, листьев,бересты, пластилина);
· использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, ).
Объясняла детям, как правильно располагать изображения на листе, что предметы располагаются дальше, ближе. Познакомила с понятием свет и тень. Проводила игры дидактические и подвижные.
Использовала прием коллективной работы.
Вовлекались родители в творческую деятельность.
Выставка «На улицах нашего поселка»(конструирование машин), « Земля наша планета» (лепка, конструирование, рисование)
В конце года у детей повысился уровень ручной умелости, координации движений. Например если в начале года им трудно давалось заштриховать фигуру или закрасить , то в конце года они делают это уже аккуратно. Повысился уровень художественно-творческих способностей. Дети стали выполнять рисунки с более сложной композицией.
План по самообразованию.
МБДОУ Орджоникидзевский детский сад «Лучик"
Воспитатель: МАЙЕР НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Тема: «ИГРА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ . РАЗВИТИЕ АКТИВНОСТИ
РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ.»
Цель: С помощью игры развить активность речи, расширить
и активизировать словарный запас детей на основе
обогащения представлений о ближайшем окружении.
Задачи: - Развитие познавательной деятельности ребёнка ;
-
- Обогащение представлений об окружающем мире;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Формирование культурного поведения;
-
- Формирование умения работать в группе или в коллективе
в целом.
Литература : В.М.Букатова « Игры для детского сада»
Ю.В.Вакуленко «Упражнения, игры,
импровизации,инсценировки»
Ю.А.Вакуленко « Воспитание любви к природе»
М.Н.Гигимова « Познание мира растений»
Л.К.Санкина « Познание предметного мира»
Сроки реализации: 01.09. 2015г. - 30.05. 2017г.
В ходе наблюдения за детьми возрастом от 2,5 до 3 лет выяснилось из 100% разговаривать могут 37%. И для того, чтобы развивать активность речи детей мной была выбрана данная тема, так как мы знаем, что Игра –это один из основных видов деятельности детей и является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего их развития и одним из основных средств воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей.
Во время игры дети повторяют слова за воспитателем , пытаются ответить на заданный вопрос, общаются с другими детьми.
Предполагаемый результат:
Развитие активности речи, расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Для решения поставленных целей и задач во время образовательной деятельности и в свободное время использую следующие игры:
Дидактические игры– одно из средств познавательной деятельности. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребенок познаёт мир и усваивает общественный опыт. Обогащается речевой запас.
Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений.
Конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Функции игры:
Обучающая - позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
- заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
Воспитательная - помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
- состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
состоит в развитии творческих способностей детей.
Требования к игре:
1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2). Иметь познавательное значение.
3). Активизировать общественную деятельность учащихся.
4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
5). Создавать условия для детского творчества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
месяц |
н
е
д |
Тема недели |
игра |
Цель |
Приме-чание |
|
Окт. |
1 |
хлеб |
«Собери картинку»
|
Систематизировать знания детей о хлебе. Развивать логическое мышление, воображение» |
|
2 |
деревья |
«Чей листок?»
|
Закреплять знания детей о деревьях. Развивать логическое мышление. Активизировать словарный запас. Развивать активность речи. |
|
3 |
птицы |
«Перелетные и зимующие птицы»
|
Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах. Развивать память и мышление. Развивать активность речи. Упражнять детей в полном ответе. |
|
4 |
Домашние птицы
|
«Отгадай по контуру»
|
Развивать творческую фантазию, логическое мышление. Систематизировать знания детей о домашних птицах. |
|
|
Нояб. |
1 |
Домашние животные
|
«Мамы и их детеныши»
|
Закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах. Вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с большими животными. Упражнять детей в полном ответе. |
|
2 |
Неделя здоровья
|
«Где живут витамины»
|
Развивать двигательную активность, память, сосредоточенность, внимание. Закреплять знания детей о витаминах. |
|
3 |
Взаимо
связь в природе |
«Живая-неживая»
|
Закрепить знания детей о живой и неживой природе. Развивать двигательную активность, внимание. |
|
4 |
Все о наших мамах |
«Мамина работа»
|
Закреплять знания детей о женских профессиях. Упражнять в полных ответах. Развивать логическое мышление. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ФеврФевраль |
1 |
Семья
|
д\и «Подбери признак» |
Согласовать имя существительное с прилагательным. Развивать воображение и логическое мышление. |
|
д\и «Зонтик для мамы»
|
Лото. Развивать мелкую моторику, внимание, логическое мышление. Умение соблюдать правила игры. |
С\р игра «Моя семья» |
Развивать умение общаться со сверстниками, вести диалог во время игры, пополнять словарный запас. Развивать фантазию. |
2 |
Дом, улица, поселок
|
д\и « Найди свой домик»
|
Развивать двигательную активность, внимание. Закреплять счет до 5, знание цветов. |
|
3 |
День защитника отечества |
д\и « Для какого рода войск»
|
Развивать у детей представления о различных видах войск, развивать мышление, внимание. Пополнять словарный запас. |
|
4 |
Безопас
ность |
д\и «Мы гуляем по дороге»
|
Закрепить с детьми правила дорожного движения. Развивать внимание. Пополнять словарный запас. |
|
Март Март |
1 |
Бытовые приборы
|
д\и «Фотограф» |
Развивать воображение и логическое мышление. Стимулировать зрительную память, уточнять название предметов бытовой техники. Пополнять словарный запас. |
|
2 |
Посуда |
д\и «Чего не хватает?»
|
Развивать внимание, воображение, мелкую моторику. Закреплять названия частей предметов посуды.
|
|
п\и «Чайная, столовая, кухонная» |
Развивать внимание и двигательную активность.
|
3 |
Мебель |
д\и «Летающие слова»
|
Развивать моторику рук, внимание. Закреплять названия предметов мебели. |
|
п\и «Займи стул» |
Развивать двигательную активность, внимание. |
4 |
|
|
|
|
|
Деревья на
ветру»
(Рисование пластилином)
«Лебедушка»
(аппликация способом отрывание бумаги)
«Береза»
(рисование углем)
«Зима
в лесу»
(рисование пальчиками)
«Еж»
(рисование оттиск кистью)
«Парад кошек»
(аппликация из бумаги)
«Лошадка»
(рисование и аппликация)
«Моя мамочка», «Зима в наших краях»
(рисование красками)
|
|
|
|
|
|
|