Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБДОУ Орджоникидзевский детский сад "Лучик"

 663408,Красноярский край, Мотыгинский р-он. п.Орджоникидзе ул.Строителей 31.

 

тел. 89233611979

"Пушкин на все времена"

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад «Лучик» п. Орджоникидзе

 

 

Краткосрочный  проект

«Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

 

       

 

 

     Воспитатели:     старшей группы «Капелька»,

                                 подготовительной группы «Теремок»

                                 Демьяненко О.А., Калинкина А.Н., Безрукова Г.А.

               

Тема:

Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий,.

Участники проекта: воспитанники  старшей и подготовительной групп;

 воспитатели, родители, музыкальный руководитель, работники сельской библиотеки.

Актуальность:  Недостаточно высокий уровень читательского интереса,  

читательской культуры, чтение одних и тех же произведений («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане….») и редкое обращение к другим сказкам и стихам.

 

Цели проекта: Познакомиться с биографией и сказками поэта А. С. Пушкина.

 Развитие эстетических и познавательных устремлений детей через лучшие образцы отечественного искусства - произведения русских художников-иллюстраторов к сказкам великого поэта. Развивать желание иллюстрировать полюбившиеся сказки Пушкина.

Задачи:

·        Обогащать и расширять словарный запас детей;

·        Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

·        Развивать артистические способности;

·        Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

·        Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;

·        Формировать навыки сотрудничества;

·        Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

·        Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

Методы.

·        Чтение сказок А.С.Пушкина.

·        Рисование детьми литературных героев.

·        Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

·        Пересказ прочитанных произведений, их инсценирование.

·        Самостоятельное составление рассказов.

·        Рассказывание сказок собственного сочинения.

·        Иллюстрирование сказок собственного сочинения (совместно с родителями).

·        Рассматривание иллюстраций разных художников к произведениям.

·         Игра-драматизация: «У самого синего моря», «Свет мой, зеркальце, скажи», «В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря», «Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?».

 

План реализации проекта.

Этапы:

Подготовительный:

·        Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы.

·        Беседа с детьми «Выяснить, что дети знают об А. С. Пушкине».

·        Подбор аудио и видео материала по произведениям А. С. Пушкина (фильмы по сказкам, диски с аудиозаписями сказок, ролики, презентации).

·        Познакомить педагогов и родителей с проектом.

·        Подобрать методическое обеспечение проекта.

·        На период реализации проекта, пополнить уголки чтения в группах необходимой литературой из фонда сельской библиотеки.

Основной:

·        Чтение художественной литературы,

·        Продуктивная деятельность с интеграцией образовательных областей,

·        Слушание музыкальных произведений,

·        Слушание сказок А. С. Пушкина в аудиозаписи,

·        Просмотр мультфильмов по произведениям А. С. Пушкина, видеоклипов по сказкам.

Завершающий:

·        Проведение тематического вечера «По дорогам сказок Пушкина».

·        Изготовление коллажа «Лукоморье».

·        Изготовление макета «Сказка о царе Салтане».

Предполагаемый результат:

·        Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе.

·        Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

·        Совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

·        Содействие творческому развитию детей.

·        Развитие эмоциональной отзывчивости.

Совместная деятельность детьми:

·        Чтение сказок А.С. Пушкина : « Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

·        Рассматривание и сравнение  иллюстраций в детских книгах различных изданий;

·        Заучивание  отрывков из произведений А.С. Пушкина, совершенствование звукопроизношения;

·        Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»;

·        Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина. («Первые книги», «Откуда брались сказки»);

·        Изготовление коллективной работы «Лукоморье»;

·        Оформление фотоальбома и выставки детских работ «Мы в гости к Пушкину спешим». Чтение сказок А.С. Пушкина : « Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

·        Пушкинская игротека – дидактические игры по произведениям

А.С. Пушкина («Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина» и др.)

·        Игры –драматизации  по сказкам.(«Три девицы под окном», «Петушок с высокой спицы», «Свет мой, зеркальце, скажи» и др.)

·        Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)       

Совместная деятельность детей и родителей:

·        Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.

·        Заучивание отрывков из сказок.

 

Мероприятия

Задачи

ответственные

Сроки

1 этап – подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

1.

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги, какие, как часто. Что предпочитают слушать дети. Есть ли дома библиотека детских книг. Каких и т.п.

воспитатели

1-я неделя

2.

Создание проблемной ситуации для детей

Выяснить, что дети знают об А.С.Пушкине, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать.

воспитатели

1-я неделя

3.

Круглый стол с участием родителей и детей

Ознакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели, родители

1-я неделя

4.

Акция: Подари книгу детскому саду (произведения А.С.Пушкина)

Возобновить интерес родителей к творчеству поэта. Пополнить библиотеку группы произведениями А.С.Пушкина. Продолжать формировать у родителей и детей желание участвовать в мероприятиях группы.

Воспитатели, родители

1-2-я недели

5.

Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.

Просвещение родителей.

воспитатели

Постоянно

6.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; природного материала, бросового материала для ручного труда

Организовать совместную деятельность детей и родителей

Воспитатели, родители

1-2-я недели

7.

Обсуждение и составление плана-схемы оформления книжной выставки; выбор места. Поручения для детей и родителей (полка, рамки, портрет и т.п.)

Заинтересовать детей данной работой. Учить аргументировать свое предложение, давать правильную оценку выбору. Создать условия для демонстрации произведений А.С.Пушкина.

воспитатели

1-я неделя

11 этап – деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

8.

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям А.С.Пушкина. Беседы. Высказывания и суждения детей. Их предположения о содержании. Обмен мнениями с родителями.

Консультация для родителей.

Развивать читательский интерес. Активизировать разговорную речь, умение рассказывать. Показать значимость иллюстраций. Вызвать желание побыстрее прочитать представленные книги.

Учить родителей удовлетворять желание детей услышать произведение.

Воспитатели, родители

2-я неделя

9.

Совместное оформление выставки книг о Пушкине, его произведений по выбранной вместе схеме. Определение места портрета А.С.Пушкина в группе.

Создать условия для реализации проекта. Создать команду детей и родителей, объединенных общими интересами, общей идеей. Поддерживать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Дать возможность детям остаться с книжкой наедине, иметь возможность возвращаться к прочитанному.

Воспитатели, родители, дети

2-я неделя

10.

Чтение стихотворений А.С.Пушкина об осени. Осенние прогулки с родителями. Составление словаря «красивых» слов, услышанных в стихах Александра Сергеевича.

Консультация для родителей.

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественному слову. Учить замечать средства художественной выразительности. Озадачить родителей выбором времени для прогулки с детьми на заданную тему, толкованием «красивых» слов для словаря.

Воспитатели, родители

2-я неделя

11.

Совместная с родителями целевая прогулка в парк. Наблюдения за осенней природой.

Развивать у детей исследовательские навыки.

Учить находить сходство описаний в стихотворениях с натурой.

Привлечь родителей к чтению стихов, созвучных настроению. Дать возможность на практике увидеть работу, проводимую воспитателями.

Воспитатели, родители

2-я неделя

12.

Рисование по сюжетам стихотворений А.С.Пушкина «Осенний лес»

Развивать умение передавать осеннее настроение, подбирая краски, способы рисования. Закреплять умение рисовать разные деревья разными способами, передавать красоту осенней природы, отражать в своих рисунках содержание знакомых произведений.

воспитатели

3-я неделя

13.

Чтение сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»

(сюрпризный момент утром: зеркальце, наливное яблоко, корона. Откуда могли появиться эти предметы в группе и с каким сказочным сюжетом могут быть связаны. В ходе обсуждения можно использовать прием оживления предметов)

Поддерживать интерес к художественной литературе, в частности к сказкам А.С.Пушкина. Учить понимать идею содержания произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, высказывать свое мнение, запоминать понравившиеся места и словосочетания.

Вызвать желание дома с родителями прочитать сказку еще раз и вместе поговорить о ней.

Добиваться от родителей удовлетворения желания детей прочитать что-то еще раз.

Воспитатели, родители

3-я неделя

14.

Проведение словесных творческих игр.

Консультация по данной теме для родителей.

Закрепить образные обороты речи из произведений А.С.Пушкина.

воспитатели

3-я неделя

15.

Игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок.

Наполнение среды игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характер героев в речи, интонациях, мимике.

Учить передавать характерные особенности персонажа средствами театрализованной деятельности.

Привлечь родителей к участию в играх-драматизациях, постоянно поддерживать интерес к деятельности детей и желание участвовать в ней.

воспитатели

4-я неделя

16.

Беседа о творчестве композитора М.Глинки. Слушание музыки из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

Обогащение предметной среды группы и музыкального зала.

(см. «Дошкольная педагогика», октябрь 2009г.)

Консультация музыкального руководителя для родителей.

Ознакомление детей с жизнью и творчеством М.И.Глинки.

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила, ее особенностями и музыкой М.И.Глинки.

Учить понимать характер персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, мотивы поступков, особенности взаимоотношений;

Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в поэме и опере.

Обратить внимание на красоту языка поэмы и изобразительный строй музыки к опере, на то, как А.С.Пушкин и М.И.Глинка передали образы героев, на многообразие и индивидуальность этих образов.

Воспитатели, музыкальный руководитель

4-5-я недели

17.

Рассматривание альбома «А.С.Пушкин. Семья поэта».

Разговор дома с родителями на тему «Что мы знаем о Пушкине»

Вызвать у детей интерес к жизни А.Пушкина, желание узнать о нем и его семье. Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов.

Поддерживать авторитет родителей, веру в то, что они все знают и могут помочь узнать больше.

Воспитатели, родители

4-я неделя

18.

Занятие по страницам биографии А.С.Пушкина и его произведениям в литературной гостиной. Пролог «У лукоморья дуб зеленый…» к поэме «Руслан и Людмила»

Вместе с родителями выучить дома предложенные стихи

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить.

Приложение № 1

воспитатели

5-я неделя

19.

Совместное с родителями конструирование из природного и бросового материала по сказкам А.С.Пушкина

Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок. Поддерживать творческую активность родителей.

Воспитатели, родители

5-я неделя

20.

Чтение стихотворений о зиме: «Зимнее утро», «Вот Север, тучи нагоняя…»

Картотека стихов А.С.Пушкина (для родителей)

Продолжить знакомство с творчеством поэта. Формировать готовность к оценке прочитанного. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

воспитатели

5-я неделя

21.

Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина всех участников проекта

Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

Учить работать вместе, задумывать тему работы.

Учить радоваться общему делу.

Родители, дети, воспитатели

6-я неделя

22.

Литературная викторина «Умники и умницы»

Выявить уровень усвоения детьми ранее полученных знаний о Пушкине, знание его произведений, умение узнавать их по отрывкам. Активизировать речь.

воспитатели

6-я неделя

23.

Инсценировка знакомых сюжетов из сказок.

Поддерживать интерес к театральной деятельности.

Учить применять полученные знания в игре.

Воспитатели

6-7 недели

24.

Театральная мастерская: совместное изготовление детьми и родителями атрибутов, костюмов, декораций для театрально-литературного представления.

Консультация для родителей.

Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми. Продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в минигруппах.

Родители, воспитатели

6-7 недели

3 этап – результативный. Самореализация всех участников проекта.

25.

Выставка детских рисунков, поделок из природного и бросового материала, сделанных вместе с родителями.

Работа экскурсоводов.

Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества.

Развивать речь, умение описывать процесс, предшествующий выставке, учить рассуждать, делать выводы.

Родители, дети, воспитатели

7-я неделя

26.

Изготовление афиш, театральных программ, пригласительных билетов

Учить планировать совместную деятельность, распределять обязанности между собой, радоваться результатам общего труда

Воспитатели, родители

8-я неделя

27.

Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля.

Представить творческий отчет о проделанной работе.

Самореализация каждого участника проекта и взаимообогащение всех.

Приложение № 2

Воспитатели, родители, дети

8-я неделя

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Буренина Л.И., Колунтаева Л.И.Проектирование интерактивной программы предшкольного образования. С.-Петербург, 2007г.

2.     Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творчекий центр СФЕРА., М. 2006г.

3.     Арнаутова Е.П. Педагог и семья. И. «Карапуз», М., 2002 г.

4.     Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. Педагогическое общество России.М., 2003г.

5.     Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых.

6.     Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995 г.

7.     Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г.

8.     Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ.М., 2005г.

9.     Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.

10.   Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ. «Управление ДОУ» № 1, 2004г.

11.   Дошкольная педагогика. Октябрь 2009г.

12.   Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. С.-П., 2009 г.

Проект «Мой Пушкин» в свете ФГТ ( 2 месяца)

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

Спортивные праздники и развлечения.

Экскурсии.

Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья.

Создание картотеки: стихи добрые, стихи-колыбельные

Экскурсии в осенний парк

Ничего не бери у незнакомых людей («Сказка о мертвой царевне…»)

Составление памяток: Как работать с ножницами;

Как работать с бросовым материалом;

Слово – не воробей (как не обидеть другого человека) и т.п.

Социализация

Труд

Познание

Акция: Подари книгу детскому саду

Представления для детей младших групп.

Игры с малышами.

Работа с бросовым материалом.

Подготовка и уборка рабочего места.

Изготовление рамок и пригласительных билетов.

Знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

Составление словаря «красивых слов»

Словесные творческие игры

Литературная викторина

Как сделать книгу?

Кто такой экскурсовод?

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Анкетирование родителей

Круглый стол с участием детей и родителей

Совместное оформление книжной выставки (дети и родители)

Совместная целевая прогулка в парк (дети и родители)

Игры-драматизации с детьми младших групп

Инсценировки сюжетов сказок для малышей

Театрально-литературный спектакль.

Проведение экскурсии для детей старшей группы

Стихи и сказки А.С.Пушкина

Составление словарей

Викторины

Конкурс рисунков и поделок по произведениям А.С.Пушкина.

Театральная мастерская: совместное с родителями изготовление атрибутов, костюмов, декораций для театрально-литературного представления.

Выставка.

Музыка

 

 

Знакомство с творчеством композитора М.Глинки. Слушание музыки из оперы «Руслан и Людмила»

Обогащение предметной среды группы и музыкального зала

 

 

 

 

(Рассматривание иллюстраций в книге)

1-я иллюстрация:

У Лукоморья дуб зеленый,
Золотая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….

– Ребята, а вам ничего не кажется странным в этой иллюстрации? (Высказывания детей). У кота пропала цепь, поэтому и сказка не получается. Давайте посмотрим дальше, неужели во всех сказках такая беда?

2-я иллюстрация: «Сказка о золотой рыбке».

В третий раз закинул он  невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою. 

– Посмотрите-ка, и в этой сказке какой-то не порядок. В какую сказку мы с вами попали? (Ответы детей)
– Как же сказку продолжать, если некому желания исполнять?

3-я иллюстрация: «Сказка о золотом петушке».

Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.

– В какую сказку мы сейчас попали?
– Какие вещи здесь пропали?
 (Ответы детей)

4-я иллюстрация: «Сказка о царе Салтане».

– Ребята, попробуйте вспомнить отрывок из сказки к этой иллюстрации.

Ель стоит перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там сидит ручная,
Да, затейница какая…

– Я заметила, что почти во всех сказках вещи пропадают не простые, а … (Ответы детей – золотые). Вот только у белочки орешки все в целости и сохранности. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, «слуги белку стерегут».
– Кто же мог сотворить такое злодеяние и испортить все сказки?
– Какого сказочного, злого, жадного, к тому же бессмертного злодея вы знаете?
 (Ответы детей) (Слайд 8)

– В сказочной стране случилась беда – Кощей Бессмертный, который все над златом чахнет, украл все золото из сказок А.С.Пушкина, только орешки у белочки остались, т. к. слуги белку стерегут. Что же делать, ведь справиться с Кощеем не просто, он же Бессмертный?
 (Высказывания детей)
– Вы забыли про свои ручки – умелые ручки, которые очень многое умеют. Про некоторых людей так и говорят, у него золотые руки.  Почему так говорят?
 (Высказывания детей). 
– Руки, которые умеют все делать, высоко ценятся, как золото, вот поэтому так и говорят – золотые руки. Наши руки тоже золотые, потому что очень многое умеют. А вот Кощей Бессмертный об этом не знал и не знает.
Сказки испортились, и свои чередом уже идти не могут. Я предлагаю вам помочь сказочным героям. Давайте своими руками смастерим для кота золотую цепь, для царя Додона золотого петушка, поможем золотой рыбке. А выполнять мы будем не из золота, чтобы Кощей Бессмертный опять не украл, а из материала золотистого цвета. Тем самым обманем Кощея Бессмертного и сохраним сказки.
– Давайте подумаем, какой цвет подобрать, чтобы он был похож на золотой (желтый, оранжевый). Работу можно выполнять, используя краски, пластилин, бумагу. Подумайте, какими способами можно выполнить работу. Может быть, кто-то из вас придумает и предложит совершенно другие способы
 (Метод «мозгового штурма»: любые идеи, их обсуждение).
– Ребята, сейчас каждый выберете, пожалуйста, понравившуюся вам  иллюстрацию к сказке, примите решение, каким способом и каким материалом, возможно даже и не одним, вы будете выполнять работу. В работе нам помогут наши умелые руки, ведь они у нас не простые, наши ручки – золотые, а значит, могут творить любые чудеса. Постарайтесь, чтобы ваши работы были  интересными, необычными, а золотые изделия, как жар горели, и, глядя на них, можно было сказать: «Это работал золотых дел мастер».

 (Дети приступают к работе).

Пояснения к организации работы над проектом

Решение таких творческих заданий в рамках общей темы, над которой работает группа,  можно применять, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества, по окончанию темы, как проект. Дети должны иметь достаточный объем знаний по теме, в данном случае по теме – сказки А.С.Пушкина, а также умения и навыки в различных видах изобразительной деятельности. Только тогда ребенок способен решать творческие, изобразительные задачи, находить оригинальные решения, идеи, приспосабливая их к разным условиям, обогащая свой художественный опыт, тем самым все это способствует формированию социально активной личности.

В ходе организации такой работы я стараюсь, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности – рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию и т. д., испробовать разные способы изображения и разнообразный изобразительный материал. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве.

Важную роль играет наличие творческой среды. Только в такой среде проявляется творческая активность ребенка, стремление к многовариативности решения проблемы.

Творческая среда характеризуется:

–  разнообразием предметной среды, изобразительным материалом; 
–  постоянным поощрением творческой инициативы, оригинальности идей;
–  принятием любого творческого продукта независимо от его качества;
 
–  доброжелательностью взрослого, отказом от критики ребенка и его идей;
–  личным творческим подходом взрослого к решению задачи.

В процессе решения с детьми творческих задач используются игровые приемы и ситуации, которые способствуют нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания,  памяти, воображения, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей.

Метод «мозгового штурма» позволяет активизировать творческое мышление детей, проявлять творческий потенциал в большей степени, чем обычно, развивает умение вести дискуссию, спор, высказывать идеи, комбинировать, модифицировать, дополнять высказывания других детей.

После окончания в группе сверстников проходит представление (защита) своих проектов с рассказом о выборе выразительных средств и материалов, заслушиваются мнения детей и взрослых о проектах.

Взаимодействие с родителями

С целью приобщения родителей к творческому развитию детей предлагаю им дома вместе со своими детьми выполнить объемные поделки тех же сказочных персонажей, используя разнообразные способы выполнения и материал. По окончании темы организуем выставку «В гостях у сказок А.С.Пушкина», где будут представлены работы детей и родителей,  выполненные в течение прохождения темы.

Таким образом, такая форма работы заинтересовывает и увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Дети овладевают умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяется кругозор ребенка, обогащается их эстетическое чувство, развивается способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач.

Список литературы:

7. Создание предметно-развивающей среды детского сада.
8. Проведение тематических бесед и занятий.
9. Организация выставки детско-родительских рисунков и поделок «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина».
10. Организация экскурсии в библиотеку.

Методический комплекс:
Сборники сказок А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунки, фотографии, мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина, аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, К. Сен-Сана, А.С. Грибоедова, М.И. Глинки, методическая литература.

Продукт проектной деятельности:
1. Детско-родительские рисунки и поделки на тему «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина».
2. Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С. Пушкина.
2. Обсуждение проекта, оценка возможностей его реализации.
3. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.
4. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

Основной этап:
Организация образовательной проектной деятельности
1. Чтение художественной литературы:
§ Чтение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде».
§ Беседа по сказке «Сказка о царе Салтане».
§ Чтение отрывков стихотворений А.С. Пушкина о зиме:
«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Какая ночь! Мороз трескучий», «Идёт волшебница-зима», «Зимы ждала, ждала природа».
§ Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», «Уж небо осенью дышало».
2. Комуникация:
§ Рассказ воспитателей об А.С. Пушкине, рассматривание портрета А.С. Пушкина.
§ Рассматривание иллюстраций к сказкам: «Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!», «Воротился старик к старухе», «Избушка там на курьих ножках. Там ступа с бабою Ягой», «Царевна-лебедь», «Бочка по морю плывёт», «Тридцать три богатыря» И. Билибин.
§ Беседа «море в поэзии А.С. Пушкина».
§ Речевые подвижные игры « Шмель», «Подводное царство» эквиритмическая композиция (музыка К. Сен-Санса)
§ Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку?»
§ Дидактические игры «Золотая рыбка», «Скажи наоборот», «Шифровки», «В синем море-океане», «Кого не стало?», «Подбери схему», «Вспомни сказку», «Кто скорее?» и др.
3. Познание:
§ Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина.
§ Викторина по математике «герои сказок А.С. Пушкина в цифрах».
§ Конструктивная деятельность – «Флот царя Салтана», «Сказочные дворцы».
§ Видеосалон – просмотр мультипликационных фильмов по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде».
§ Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина: «Первые книги», «Откуда брались сказки».
4. Социализация:
§ Экскурсия в библиотеку «Знакомство со сказками А.С. Пушкина».
§ Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина.
§ Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина.
§ Родительский клуб «Мир сказок А.С. Пушкина и их влияние на развитие речи ребёнка.
§ Выставки детско-родительских рисунков: «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина».
5. Художественное творчество:
§ Лепка «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт», «Царевна-лебедь».
§ Рисование «рады мы проказам матушки-зимы!», «Ель растёт перед дворцом», «Что за прелесть эти сказки!», «На стёклах лёгкие узоры», «Сказочный дворец», «Петушок с высокой спицы», «Царство золотой рыбки».
§ Аппликация, ручной труд: «Сказочный дворец», «Золотая рыбка», оригами «Кот учёный», природный и бросовый материал «Кораблик».
§ Коллаж «Герои сказок А.С. Пушкина».
6. Музыка:
§ Слушание музыки «Полёт шмеля» Н.А. Римский-Корсаков, «Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена, «Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»), «Море» опера «садко» Н.А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»), «Ноктюрн «Грёзы любви» Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны-Лебеди), русская народная песня «Во саду ли, в огороде», песня «ветер по морю гуляют» (музыка Г. Струве).
§ Импровизация: полёт насекомых «Полёт шмеля» Н. А. Римский-Корсаков, «Образ белки».
§ Игра-драматизация: «У самого синего моря», «Свет мой, зеркальце, скажи», «В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря», «Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?».

Основные формы реализации проекта:

•чтение художественной литературы,

•продуктивная деятельность с интеграцией образовательных областей,

•слушание музыкальных произведений,

•слушание сказок А. С. Пушкина в аудиозаписи,

•просмотр мультфильмов по произведениям А. С. Пушкина, видеоклипов по сказкам.

Распределение работы над проектом.

- Совместная работа руководителя кружка и детей с учетом интеграции образовательных областей.

- Совместная работа родителей с детьми.

- Работа руководителя кружка с родителями.

- Работа руководителя кружка с другими педагогами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 этап – подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

2 этап – технологический. Формирование знаний, умений, навыков при изготовлении поделок, рисунков с помощью взрослого и самостоятельно.

5. Сбор биографических и исторических справок об А. С. Пушкине. Ознакомление с ними воспитанников. Воспитывать желание узнавать новые факты жизни любимого поэта-сказочника.

6. Рассматривание портретов А. С. Пушкина художников О. А. Кипренского и В. А. Тропинина. Познакомить детей с портретами поэта, выполненными разными художниками. Закрепить знания о жанре портрета, его признаках (на них изображают лицо человека) и особенностях изображения (рисуют профиль и анфас) .

7.«Пушкин – художник» - знакомство с автопортретами поэта.

«Мы – художники – графики» - рисование графического портрета А. С. Пушкина. Уточнить, что если художники рисуют сами себя, глядя в зеркало, то картины называются – автопортретами. Слово “портрет” не русское. В переводе с французского языка оно означает “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека.

Развивать умение рисовать графический портрет А. С. Пушкина, передавать черты лица.

8. Рассматривание скульптуры – бюст А. С. Пушкина, памятников поэта на фото.

«Мы скульпторы» - лепка бюста А. С. Пушкина из пластилина. Закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы, её изготовляются скульпторы из разных материалов.

Формировать умение выполнять бюст А. С. Пушкина из пластической массы.

9. Лепка из соленого теста героев из сказок А. С. Пушкина (кот ученый, царевна – лебедь, золотая рыбка)

Чтение отрывка из сказки о царевне - лебедь. Научить основам передачи рисунка в объемной форме. Закрепить приёмы стилизации образа. Формировать умение работать с соленым тестом при изготовлении барельефа.

10. Создание сказочных образов в технике «торцевание» - (золотой петушок, золотая рыбка, царевна-лебедь, дуб) .

Слушание аудиозаписи «Ария царевны Лебедь» Н. Римского-Корсакова». Закрепить приемы аппликации в технике «торцевание», развивать мелкую моторику рук, развивать тактильные ощущения.

11. Создание поделки из бросового материала «Флот царя Салтана» (пенопласт, палочки, зубочистки)

Слушание аудиозаписи «Море» к сказке «О царе Салтане» В. Зырянова. Формировать умение делать поделку из бросового материала, развивать воображение и творчество при изготовлении.

Руководитель кружка и дети.

12. Создание образов героев пушкинских сказок в технике «оригами» (царевна-лебедь, Царь Салтан и царица, старик и старуха, золотая рыбка) .

Чтение отрывка «Три девицы под окном» из «Сказки о царе Салтане». Обобщить и систематизировать знания детей о технике “Оригами”; совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали; развивать умение выполнять поделку, используя схему.

13. Лоскутная аппликация из ткани «Сказочный дворец князя Гвидона».

Заучивание отрывка «Остров на море лежит, град на острове стоит… » из «Сказки о царе Салтане» Развивать интерес к лоскутной аппликации как виду деятельности: продолжать развивать умение составлять рисунок из готовых форм, закреплять умение наклеивать форму из ткани на картонную основу.

14. Аппликация «Волшебное зеркальце».

Чтение отрывка из сказки «Свет мой, зеркальце, скажи» Развивать умение декорировать зеркальце, используя декоративные детали – бусины, бисер, стеклярус и др. Закрепить знания об орнаменте. Воспитывать любовь к творчеству.

15. Просмотр ролика «У Лукоморья дуб зеленый». Познакомить детей с отрывком из сказки «Руслан и Людмила» посредством видео-ролика, выделить героев и предметы обстановки.

16. Создание макета «У Лукоморья» - (дуб, ученый кот, Кощей, баба Яга, русалочка и т. д.)

Слушание аудиозаписи «Увертюра к сказке «Руслан и Людмила» М. Глинки. Развивать умение создавать макет по стихотворению в процессе совместной деятельности; формировать умение распределять работу между собой, осуществлять самоконтроль, стремиться к согласованным действиям.

17. Рисование иллюстраций по сказкам («Портрет морских витязей», «Белочка во дворце хрустальном», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Слушание аудиозаписи «Три чуда» Н. Римского-Корсакова. Развивать умение изображать несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через цвет, форму, самостоятельно выбирать сюжет и технику исполнения. Отрабатывать умения располагать «сюжет» на всем листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение. Развивать у детей фантазию, воображение, эмоциональное отношение к изображаемому. Закреплять умения использовать разные художественные материалы: восковые мелки, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши.

18. Поделка декораций – «Замок» из пластиковых бутылок.

Создание уголка театральной деятельности с декорациями и героями сказок. Формировать умение при изготовлении поделок использовать бросовый материал (пластиковые бутылки, украшать декоративными деталями, раскрашивать гуашевыми красками, добиваться сходства с рисунками в книгах.

19. Конкурс семейных работ по сказкам А. С. Пушкина. Организовать совместную деятельность детей и родителей, объединенных общими интересами, общей идеей создания поделок и рисунков по сказкам А. С. Пушкина.

3 этап – результативный. Самореализация участников проекта и оценка результатов.

20. Создание большой книги «Сказки Ученого Кота» с иллюстрациями воспитанников к сказкам А. С. Пушкина. Развивать желание у детей оформлять свою страницу общей книги иллюстрациями к сказкам А. С. Пушкина. Формировать эстетическое восприятие, желание объединяться в общем деле.

21. Создание выставки совместного творчества взрослых и детей. Представить творческий отчет о проделанной работе. Самореализация каждого участника проекта и взаимообогащение всех.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"