Речевая готовность к школе

МБДОУ Орджоникидзевский детский сад "Лучик"

 663408,Красноярский край, Мотыгинский р-он. п.Орджоникидзе ул.Строителей 31.

 

тел. 89233611979

Речевая готовность к школе

 

 

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ                                                                        

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь-это форма мышления. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:

1.     правильность произношения звуков;

2.     умение различать звуки речи на слух;

3.     владение элементарными навыками звукового анализа слов;

4.     словарный запас;

5.     связную речь.

Речевая коммуникация – к 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Связная речь – К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

Словарь – К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, ; лошадь, конь, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

Грамматика – К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.

Звукопроизношение – Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими, уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении

Вывод - об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе обследования всех сторон речи.

Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.

Например (названия картинок):

·         с Сахар, миска, соус

·         сь Сироп, кисель

·         з Забор, роза

·         зь Зефир, козел

·         ц Цветок, блюдце, огурец

·         ш Шоколад, шишка, душ

·         ж Желудь, ножик

·         ч Чашка, ручка, ключ

·         щ Щенок, ящик, борщ

·         р Ранец, кровать, костер

·         рь Редиска, грибы, букварь

·         л Лампа, половик, стул

·         ль Люстра, малина, соль

·         й Яйцо, майка, сарай.

Для проверки парных звонких и глухих (з-с) коза-коса, (б-п) бочки-почки, (р-л) рожки-ложки.

Убедить малыша в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А.Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться.

Говорят, один рыбак 
В речке выловил башмак. 
Но зато ему потом 
На крючок попался дом (сом).

Куклу выронив из рук, 
Маша мчится к маме: 
- Там ползет зеленый лук (жук) 
С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите: 
- Не забудьте об одном: 
Обязательно примите 
Десять цапель (капель) перед сном.

Жучка будку (булку) не доела: 
Неохота. Надоело. 
На пожелтевшую траву 
Роняет лев (лес) свою листву.

Забодал меня котел (козел), 
На него я очень зол.

Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.

Исследование слуховой дифференциации также проводится по специально подобранным картинкам. Например, мышка-мишка, мишка- миска…Картинки теперь называет взрослый, а ребенок лишь молча показывает на называемый предмет. Наиболее часто на слух не различаются звуки р - л – й.

Примеры:

(з-с) роза – роса 
(с-т) санки- танки 
(с-ш) мишка- миска 
(р-л) рожки- ложки, корка - колко 
(ш-щ) чаша- чаща 
(ч-с) чайка- сайка 
(рь-ль) Марина- малина 
(к-г) корка- горка 
(ль-й) лямка- ямка

При не различении з– ж - ш можно изображать жужжание жука, писк комара, шуршание листвы, подбирать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, определять место звука в начале, середине, конце.

Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи…).

Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:

1.     название предметов, относящихся к личным группам, например: известные цветы, деревья, виды транспорта…;

2.     нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце- посуда), можно показать картинки ребенок перечисляет предметы и называет общее слово;

3.     подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый лимон);

4.     подбор действий к предмету (птица…, уж…, собака…); кто чем занимается: повар…, ученик…,

5.     подбор предметов к действию: лает…, мяукает…;

6.     подбор слов, близких по значению: храбрый - смелый, хороший - приятный;

7.     подбор слов противоположного значения: белый - черный, хороший - плохой;

8.     можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений: золотое сердце злой язык короткая память…

Родителям полезно знать, что грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к четырем годам (сад, саду, сады…), а системой словообразования – к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы).

Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:

назови один (глаза, уши, …); 
назови много (нос, лоб, ухо, …); 
закончи словосочетания: 
три помидора, пять…, 
одна конфета, шесть…, 
три медведя, пять…, 
одно зеркало, семь…

Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания:

a.      Подбери подходящее по смыслу слово: 
Большой сад, а маленький…, 
маленькая куколка, а большая…

b.     Закончи предложения: 
Весной картошку сажают, а осенью… 
Воду наливают, а соль…

c.      Назови детишек: 
у медведицы- 
у коровы- 
у слонихи- 
у кошки- 
у собаки-

d.     Образуй прилагательные: 
кораблик из бумаги 
шуба из меха 
у лисы хвост лисий 
у зайца хвост…

С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.

Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.
Дата последнего обновления страницы 03.03.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения