Связная речь

МБДОУ Орджоникидзевский детский сад "Лучик"

 663408,Красноярский край, Мотыгинский р-он. п.Орджоникидзе ул.Строителей 31.

 

тел. 89233611979

Связная речь

 

                                      

                                            СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 Одной из современных глобальных проблем педагогики является развитие связной речи ребёнка. Современные дети, к сожалению, не могут связно выразить свои мысли. Если прислушаться к разговору малышей, то можно услышать обрывистые фразы с кучей эмоций и жестов, но постороннему человеку разговор, скорее всего, будет непонятен. А ведь связность речи – это показатель связности мыслей, т.е. речь непосредственно связана с мышлением. Речь складывается параллельно с развитием мышления. Кроме того, дети, у которых хорошо развита связная речь, общительны, уверенны в себе, в своих силах, последовательно и красочно излагают свои мысли, что немаловажно в современном обществе.

         Развитие связной речи ребёнка – это одна из главных задач развития речи, которая включает в себя решение других частных задач: 1) развитие словарного запаса ребёнка (без активного словарного запаса слов просто невозможно составить развёрнутое высказывание); 2) формирование грамматического строя речи (т.е. умение правильно согласовывать слова по роду, числу, падежу так же очень важно для связывания слов в рассказах ребёнка); 3) воспитание звуковой культуры речи (т.е. чёткость произношения слов, ребёнок, который плохо произносит звуки, как правило, замкнутый и необщительный, тогда о развитии связной речи можно забыть).

 

         Связная речь это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. (О.С. Ушакова).

         По тому, как ребёнок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития. Речевые проявления ребёнка начинают складываться на первом году жизни и составляют подготовительный этап формирования речи.

         Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют средства развития связной речи.

 

         Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. В диалоге собеседники всегда знают о чём речь и не нуждаются в развёртывании мысли и высказываний. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается мимикой,  жестами и интонацией. В диалоге характерны разговорная речь, краткость, недоговорённость, обрывистость, простые и сложные предложения. В диалоге широко используются междометия и яркая интонационная выразительность. В разговоре важно хорошо формулировать и задавать вопросы и в соответствии с услышанным строить ответ, иногда дополняя и исправляя собеседника.

         Монологическая речь сложное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени, не рассчитаны на немедленную реакцию слушателей. Её характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев рассказывания. Монологическая речь требует внимания к построению предложений и к содержанию речи. Монолог требует подготовки, более длительного предварительного обдумывания высказывания, сосредоточения мысли на главном. В монологе используются неречевые средства (жесты, мимика, интонация), они помогают лучше воспринимать речь. Умение говорить эмоционально, живо, выразительно способствуют повышению интереса слушателей. В монологе используется литературная речь, завершённость, законченность, логичность построения высказывания.

         Обе эти формы речи отличаются по мотивам: монологическую речь поддерживают внутренние мотивы (например, нужно пересказать рассказ, чтобы получить похвалу взрослого), а содержание и форму высказывания выбирает сам говорящий. Диалогическую речь побуждает не только внутренние мотивы, но и внешние (например, ситуации в которых происходит диалог).

         Таким образом, необходимо развивать обе формы связной речи, чтобы ребёнок развивался, был общительным, уверенным в себе, успешным, умел отстаивать своё мнение, чтобы к нему тянулись люди. Хорошо развитая связная речь необходима также в дальнейшем обучении в школе. Ведь там дети много пересказывают и пишут сочинения, изложения, общаются со сверстниками.

Дата последнего обновления страницы 03.03.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения