Проект
«Вода и ее свойства»
Средняя группа
«Секреты Волшебницы воды»
Воспитатель: Майер Наталья Васильевна
Список мероприятий, проводимых в рамках темы «Вода и ее свойства»:
· Беседа с элементами экспериментирования «Основные свойства воды: без цвета, без запаха, без вкуса, жидкая, твердая, холодная, горячая», изменение свойств воды (окрашивание, изменение вкуса и запаха питьевой воды);
· Таяние снега и льда;
· Игры- эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
· Образование паровых капель.
· Загадки про воду и ее различные виды и свойства
· Коллективный труд в уголке природы и игрушек (моют игрушки, протирают пыль с цветов).
· Здоровье – беседа « Важность воды в жизни живых существ»
· Художественно эстетическое развитие – Рисование «Веселые капельки»
· Художественно-эстетическое развитие – чтение сказки – «Родничок»
· Наблюдение за разновидностями состояния воды на прогулке (в соответствии с погодными условиями: дождь, лужа, снег, лед);
· Сюжетно – ролевая игра – «Научим куклу Машу умываться»
· Продукт – Аппликация – «Лебеди на пруду».
Паспорт проекта «Вода и ее свойства».
Руководитель проекта: воспитатель средней группы
Возраст участников проекта: дети от 4 до 5 лет.
Тип проекта: Краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий, межпредметный.
Проблема проекта: Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Гипотеза:
- откуда берётся вода?
- кому она нужна?
- можем ли мы прожить без воды?
Цель проекта: Познакомить детей со свойствами воды. Уточнить представление детей о значении воды в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи проекта:
1. Реализовать тему «Вода и ее свойства», охватив все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
2. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
3. Формирование у детей осознанных представлений об основных свойствах воды, о важности воды в жизни всех живых существ, о необходимости заботиться о своём здоровье;
4. Дать детям первичные знания о круговороте воды в природе;
5. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
6. Воспитание трудовых качеств и бережного отношения к воде.
7. Дать задатки по экологическому воспитанию детей (связь человека с природой).
Актуальность проекта:
Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Методы исследования:
Наблюдения, беседы с детьми о воде, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, физминутки, дидактические, и подвижные и пальчиковые игры, консультации для родителей.
Необходимое оборудование:
Литературный ряд:
· малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», загадки про воду, малый народный фольклор (потешки), рассказы «Родничок», «Путешествие капельки».
Музыкальный ряд:
· аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
Демонстрационный ряд: Дидактический плакат «Круговорот воды в природе», альбомы, картинки на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»;
оборудование материал для проведения экспериментов с водой (стаканчики, краски, тазик, ватные палочки) ; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
Продукт проекта:
· Аппликация коллаж «Лебеди на пруду».
Занятие по познавательному развитию «Все о воде.»
Цель:
углубление представлений о живой и неживой природе.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воды (текучесть, запах, цвет, вкус);
- развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности,
логическое мышление, любознательность, обогащать речь детей новыми словами;
- продолжить формировать созидательное отношение к окружающей природе.
Занятие по речевому развитию« Звездочка в гостях»
Цели:
-Рассказать детям , что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, т -Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
-Продолжать учить детей пересказывать рассказ с помощью воспитателя.
-Развивать логическое мышление.
Занятие по ФЭМП«Вода повсюду»
Цель:
Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.
Продолжать учить сравнивать две группы предметов. Закреплять понятия узкий-широкий. Счет в пределах 5.
Развивать логическое мышление, внимание ,память, умение анализировать и наблюдать.
Развивать связную речь, обогатить словарь детей
Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Занятия по изобразительной деятельности «Веселые капельки (рисование), «Лебеди на пруду» (аппликация коллаж).
Ежедневные наблюдения за природными явлениями (виды воды в природе (дождь, сосульки, лужи, снег)
Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды «Маленькие волшебники» (тонет не тонет, разноцветная вода, разноцветный лед, летучий пар, сладкая вода, рыбка в воде)
Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», рассказ «Родничок»), разгадывание загадок на тему воды, чтение стихотворений.
Заучивание наизусть стихов, песенок о воде.
Сюжетно ролевая игра «Поможем маме помыть посуду».
Распределение деятельности по этапам проекта.
Этапы работы над проектом |
Деятельность детей |
Деятельность педагогов |
1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. |
1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.
2. Осознают и личностно воспринимают проблему. |
Вводит в игровую ситуацию: «Почему так происходит?», «Что мы можем сделать?» |
2. Выделение задач. |
Принятие задачи - совершить путешествие вместе с Капелькой. |
1. Подводит к решению задач.
2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования)
3. Организует деятельность |
3. Продуктивная деятельность. |
1. Читают рассказы и стихи,отгадывают загадки.
2. Рисуют рисунок «Веселые капельки»»;
3. Опыты со льдом;
4. Игра со снежками;
5. Опыты с водой.
6 Создают аппликацию – коллаж – «Лебеди на пруду» |
1. Организует работу над проектом,
2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность;
3. Активизирует инициативу детей в игровых действиях; |
4. Презентация. |
Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды и кому нужна вода. |
1. Организует презентацию коллажа; |