ЖИВОЕ,НЕЖИВОЕ.
Цель:
Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.
Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.
Показать, что природа - гениальный конструктор, инженер. Человек должен учиться у природы.
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Что происходит с живой и неживой природой с приходом зимы.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
-Вы знакомы со словом ,,природа’’.
-А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)
-Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)
-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира:
мир неживой природы и мир живой природы.
А сейчас давайте выясним, что относиться к живой природе. Это мы сделаем также с помощью загадок.
Двое ходят, двое смотрят, двое болтаются.
Один водит и приказывает. ЧЕЛОВЕК
Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. КОРОВА
По горам, по долам
Ходит шуба, да кафтан. ОВЦА
Овца – предмет живой природы. Дети, а каким одним словом можно назвать корову и овцу. (Животные) Правильно. Все животные – объекты живой природы.
Зимой и летом одним цветом. ЁЛКА
Я шариком пушистым
белею в поле чистом.
А дунул ветерок-
Остался стебелек. ОДУВАНЧИК
- Кто знает, как можно назвать одним словом ель и одуванчик? (Растение.). Все растения также являются объектами живой природы.
Вывод: К объектам живой природы относятся человек, животные и растения.
-Растения, животные, птицы—они
живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека);
питаются (выставить модель-питание (рот человека));
дышат (выставить модель-дыхание (нос));
размножаются (выставить модель--размножения (цыпленок из яйца));
растут (выставить модель--роста (цыпленок—курица)).
Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.
Загадки
Он длиннющий, он большущий,
Он от тучи до земли.
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли. - ДОЖДЬ
Игра «Ходят капельки по кругу»
Капельки полетели на землю (лёгкие прыжки на месте).
Скучно им стало по- одиночке летать.
Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.
Встретились ручейки и стали большой рекой (ходьба друг за другом между предметами). Плывут капельки в большой реке. (подлезание под дугой)
Текла, текла река и попала в океан.
Дети образуют круг.
Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.
Стали капельки лёгкими, потянулись вверх.
Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.
- Как называется круговое путешествие капельки? (круговорот воды)
Без рук, без ног,
А ворота открывает. – ВЕТЕР
Опыт: Надуть пакет. Рассмотреть какой воздух.
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло! - ЛЁД
Вывод: К явлениям неживой природы относиться дождь, ветер, лед камни, вода, солнце, облака и т.д..
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на лицо)
Закачалось дерево .( Покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише,( Присесть, помахать руками верх – вниз)
Деревцо все выше, выше.( Потянуться вверх.)
-А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
-А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,--это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)
-Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)
-Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)
-Природа—это то, что существует без помощи человека, а ,,не природа’’—это все то, что сделано руками человека.
-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на ,,природу’’.
Вертолет похож на стрекозу.
Подводная лодка—на кита. (дети продолжают этот ряд.)
-Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.
-А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)
-Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы.
-Давайте посмотрим, как развивается и растет человек. (выставляются картинки)
Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.
-Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
-А поскольку человек—сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов,, лекарств и тот же воздух.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
Игра «Живое—неживое»
На столе лежат картинки, помогите их разделить. (дети расставляют и объясняют: живая природа—это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.)
-А что происходит с приходом зимы.
Игра: «Подбери пару»
Игра: « Собери снежинку»