Переход от осени к зиме: сезонные изменения.
Цель: расширение и закрепление представлений детей об изменениях в жизни растений, животных, птиц и людей в конце осени – начале зимы.
Задачи:
Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе и в жизни человека;
Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма).
Формирование предметных представлений.
Развитие навыков ориентировки в пространстве;
Развитие двигательной сферы;
Воспитание бережного отношения к природе.
7. - учить устанавливать причинно-следственные связи;
8. - воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
9. - развивать умение отвечать на простейшие логические вопросы; обогащать словарь детей.
10. - развивать внимание, память, мышление.
Ход занятия.
-Ребята, какое сейчас время года?
-Какой сейчас месяц?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
- Какое время года наступит после осени? (зима)
Осень приготовила для нас загадку, если мы отгадаем её, то узнаем, куда мы с вами отправимся: (составление слова СОН из первых букв названий осенних месяцев).
-Посмотрите, какое волшебное дерево нам приснилось.
-Почему оно волшебное?
-Какого цвета листья?
-С каких деревьев эти листья?
Игра: «Раз, два, три – к дереву беги!» ( по названию).
- Что ещё мы увидим во сне?
-Что это за птица?
А теперь мы превратимся в сов: помашем крыльями, покрутим головой, поухаем.
-На кого охотится сова?
Игра: «Сова и мыши».
Раз,два,три,четыре,пять
Вышли мышки погулять.
В поле зерна поискать.
Прилетела вдруг сова
Огромная голова
Больше мышки не играйте
Домой скорее убегайте.
Сову покормили, а теперь надо покормить птичек, которые остались зимовать.
-Какие это птицы?
Давайте положим зёрнышки в кормушку такого же цвета?
-А вот попить птичкам зимой нечего, что случилось с лужами?
В нашем сне возможны любые чудеса, и мы с вами сейчас сделаем так, чтобы лёд в луже растаял. Для этого нам нужно угадать фигурки из волшебного мешочка и положить их на такие же фигурки в луже. Молодцы, теперь в луже водичка и птички запьют зёрнышки.
А пока птички пьют водичку, мы отправимся дальше.
- Ребята, как вы думаете, какие животные живут в этом лесу?
(Медведь, лиса, волк, заяц, ежик)
- Конечно, в этом лесу живут белочка , медведь, ёжик и заяц .
Это – дикие животные.
- К нам спешит один из обитателей леса. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
В дупле живет
Да орешки грызет. (Белочка).
- Скажите, пожалуйста, как белочка готовится к зиме?
Что она делает? (Готовит запасы, собирает шишки, ягоды, грибы)
- Ребята, посмотрите, у меня есть орешки, грибы, ягоды, морковь, яблоко.
-Как вы думаете, что из этого белочка положит в свою корзинку? (Желающий из детей складывает всё нужное в корзину)
- Ребята отгадайте, кто еще к нам торопится?
Зимой спит,
Летом улья ворошит. (Медведь)
- Скажите, пожалуйста, что мишка делает осенью?
(Много ест, готовит к зиме берлогу.)
- А для чего он много ест? (Чтобы спать зимой.)
- Правильно, медведь осенью много ест, готовит берлогу, чтобы зимой крепко спать.
- Скажите, пожалуйста, что медведь положит в корзинку?
(Желающий из детей складывает всё нужное в корзину: грибы, ягоды, рыбу.
- Ребята, а ведь медведь ест все, он всеядный. Давайте скажем все вместе:
«Всеядный»
- Если медведь все ест, что еще он положит в корзинку?
(червячка и жёлуди)
- Весь в иголках, хоть не елка! Кот это? (Ежик)
Он тоже, как и медведь, всеядный (все ест), а зимой спит.
- Давайте поможем ежику собрать корзинку.
- Называйте, что положим? (Грибы, ягоды, яблоко, червячка)
Ф\М «Жил в лесу колючий ёжик».
Жил в лесу колючий ежик
Был клубочком и без ножек
Не умел он хлопать,
Не умел он топать,
Не умел он прыгать,
А только носом шмыгать:
«Шмыг-шмыг-шмыг».
В лес зайчонок приходил
И ежа всему учил.
Научил он хлопать,
Научил он топать,
Научил он прыгать,
А он зайчонка шмыгать:
«Шмыг-шмыг-шмыг».
Вот и к нам в гости зайчик пришел.
-Скажите, пожалуйста, какого цвета этот зайчик? ( серого)
- А как вы думаете, зайчик подготовился к зиме? ( Нет.)
- Почему вы решили, что зайчик к зиме не подготовился?
- Что зайчик еще не сделал? ( Не сменил шубку.)
- А какая у зайчика шубка зимой? (Белая.)
- Как вы думаете, зачем зайке белая шубка зимой?
(Чтобы было не видно на снегу, чтобы стало теплее.)
Правильно, ребята. Осенью все зайчики меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не мерзнет.
- Посмотрите, вот и наш зайчишка свою шубку поменял.
Предлагаю зайку угостить. Чем будем его угощать?
( Морковкой и капустой)
-Как вы думаете, какое у зверей настроение зимой? Сейчас я вам буду читать отрывки из сказок Чуковского, а вы изобразите настроение животных.
***
И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!"
***
Но, увидев усача
(Ай-ай-ай!),
Звери дали, стрекоча
(Ай-ай-ай!).
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
И вскричал Гиппопотам:
"Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги,
Выходите из берлоги:
И врага
На рога
Поднимите-ка!"
Но быки и носороги
Отвечают из берлоги:
"Мы врага бы
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дёшевы".
И сидят и дрожат под кусточками,
За болотными прячутся кочками.
***
А Лисица смеётся:
«Уж очень ты прост!
Не такой тебе, Мишенька, надобен хвост!..
Ты возьми себе лучше павлиний:
Золотой он, зелёный и синий.
То-то, Миша, ты будешь хорош,
Если хвост у павлина возьмёшь!»
А косолапый и рад:
«Вот это наряд так наряд!
Как пойду я павлином
По горам и долинам,
Так и ахнет звериный народ:
Ну что за красавец идёт!
А медведи, медведи в лесу,
Как увидят мою красу,
Заболеют, бедняги, от зависти!»
Ребята, мы сейчас с вами находимся в волшебном сказочном сне, а вообще для чего люди спят?
-Скажите, в какое время года нам можно больше спать?
- Когда ночь длиннее дня?
Давайте и мы немного отдохнём:
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Руки, ноги отдыхают,
Шея не напряжена, и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются
Всё спокойно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
А теперь пришло время проснуться и вспомнить, что нам снилось в нашем волшебном сне.