МБДОУ Орджоникидзевский детский сад «Лучик»
Проект по теме «Основы пожарной безопасности для младших дошкольников»
Разработали проект воспитатели: Калинкина А.Н.
Харитонова Е.С.
Тема проекта: «Основы пожарной безопасности для младших дошкольников»
Вид проекта: информационный, игровой, краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: воспитанники и воспитатели 2 младшей группы «Солнышко», родители.
Продолжительность проекта: 18.12.2017 – 22.12.2017 год.
Актуальность: По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости. Поэтому
детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности.
В нашем детском саду уделяется большое внимание по ознакомлению дошкольников с правилами
пожарной безопасности. Родители разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих
зажигалка является привычной игрушкой, которую нередко дети приносят с собой даже в детский сад.
Так как малыши очень любознательный народ и любят всё то, что нельзя – это и приводит к беде.
Поэтому уже на дошкольном этапе развития ребёнка нужно начинать заниматься этой проблемой.
Детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной
трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения.
Цель проекта: Дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку,
но и вред; закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить
пожар; углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить
детей с номером «01»; закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности
Задачи:
1. формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности;
2. формировать основы пожарной безопасности у дошкольников, положительное отношение
к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»;
3. формировать правила пожарной безопасности; сформировать чувство опасности огня;
4. воспитывать у детей ответственное отношение к своей безопасности;
5. распространить педагогические знания о правилах пожарной безопасности среди родителей.
Предполагаемые результаты:
1. Сформировалось чувство опасности огня.
2. Закрепляются знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар.
3. Систематизируются знания детей о причинах возникновения пожара.
4. Закрепляются навыки правильных действий в случае пожара.
Этапы реализации проекта:
1. Этап – подготовительный
· Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок по теме.
· Знакомство родителей с темой проекта.
· Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о профессии пожарного и технике,
помогающей человеку тушить пожар; о причинах возникновения пожара; знаний о действиях человека
в случае возникновения пожара.
· Разработка непосредственной образовательной деятельности в рамках темы проекта.
· Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о пожарных и технике для
тушения пожара и др.
2. Этап – основной
· Проведение непосредственной образовательной деятельности по теме.
· Беседы с детьми на тему: «Пожарная безопасность», «Огонь – друг, огонь - враг», «Опасные
предметы дома», «Кто они - пожарные», «Отчего происходят пожары», «Чем дым опасен для человека»,
«Спички не тронь – в спичках огонь».
· Сюжетно – ролевая игра «Мы - пожарные».
· Дидактические игры: «Что нужно пожарному», «Найди опасные предметы», «Можно - нельзя»,
«Что горит, что не горит».
· Художественная деятельность: аппликация «Дом для кошки», рисование «Спичка - невеличка».
· Печатная консультация для родителей «Безопасность ребенка в быту».
· Изготовление макета «Пожарный щит».
3. Этап – заключительный
· Оформление выставки творческих работ родителей и детей «Огонь – друг, огонь – враг».
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса.
– М.: Мозаика- Синтез, 2008.
2.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А
Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010.
3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт.
– сост. О. В. Черманцева. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности –М. :
«Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
5. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – М.: Детство-пресс, 2010. – 128 с.
6. Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников – 2-е изд.
- М. : «Айрис пресс, 2007 – 128 с.
7. Максимчук Л.В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М.: Центр педагогического
образования, 2008
8. Пикулева Н. Пожарная безопасность //Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
9. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности //Дошкольное воспитание.
2006. №5. - С.39
10. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2013. – 64
Календарно – тематическое планирование по теме проекта «Основы пожарной
безопасности для младших дошкольников»
Образовательные области |
|
Формы работы с детьми |
Познавательное развитие |
ФЦКМ |
«Пожарная безопасность». Цель: познакомить детей с основами пожарной безопасности в быту и само сохранности человека; познакомить с профессией пожарного и техникой, необходимой для тушения пожара; воспитывать чувство осторожности при обращении с опасными предметами в быту; развивать внимание, память, мышление. |
|
ФЭМП |
«Как медведи готовили обед». Количество и счет, число 3; Величина – большой, поменьше, маленький. Цель: познакомить с числом 3, понятием величин – большой, поменьше, маленький; воспитывать дружеские отношения при коллективной работе со сверстниками; продолжать развивать чувство само сохранности при обращении с опасными предметами. |
Речевое развитие |
«Огонь – друг, огонь - враг». Цель: дать детям понятие о пользе и вреде огня; формировать знания о том, что горит, что не горит; о способах тушения огня; развивать навыки связно отвечать на вопросы, внимательно слушать воспитателя; закрепить правильность произношения звуков «м», «у». |
Художественно – эстетическое развитие |
Аппликация
Рисование |
«Дом для кошки». Цель: учить детей составлять целое из частей; продолжать закреплять навыки ориентирования в пространстве (закрепление фигур на листе бумаги по центру и в определенной последовательности); воспитывать чувство аккуратности при работе с клеем; развивать моторику, продолжать развивать навыки в уборке рабочего места после завершения работы.
«Спичка - невеличка». Цель: упражнять детей в умении работы с цветными карандашами, умении работать по образцу; закрепить знание цветов желтый, красный; продолжать развивать знание о предметах, представляющих опасность для детей. |
Социально – коммуникативное развитие |
Беседы с детьми на тему: «Пожарная безопасность», «Огонь – друг, огонь - враг», «Опасные предметы дома», «Кто они - пожарные», «Отчего происходят пожары», «Чем дым опасен для человека», «Спички не тронь – в спичках огонь». Цели: познакомить c основами пожарной безопасности и самосохранения человека, научить пользоваться правилами пожарной безопасности; дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том, какое значение он имеет в жизни людей; знакомство с источниками опасности дома; дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём; помочь детям хорошо запомнить основную группу пожарных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности; Дать детям представление о причинах возникновения пожара, о том, как дым затрудняет работу пожарных.
Сюжетно – ролевая игра «Мы - пожарные». Цель: дать понятие о пожарнике, ознакомление с одеждой пожарника и техникой для тушения пожара; развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.
Дидактические игры: «Что нужно пожарному», «Найди опасные предметы», «Можно - нельзя», «Что горит, что не горит». Цели: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Продолжать формировать положительное отношение к запретам взрослых; (знать, что можно брать, а что нельзя); давать детям представление о пользе и вреде огня. Закреплять знания о том, что горит, что не горит. Пополнять словарный запас; помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья. |
Чтение художественной литературы |
Пословицы, поговорки, стихи об огне и профессии пожарного, «Кошкин дом», «Пожар» (авт. С. Маршак), «Путаница» (авт К. Чуковский) |
Фотогалерея
Познавательно – игровая деятельность
|
Творческая деятельность детей
Выставка творческих работ родителей совместно с детьми
«Огонь – друг, огонь - враг»