Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБДОУ Орджоникидзевский детский сад "Лучик"

 663408,Красноярский край, Мотыгинский р-он. п.Орджоникидзе ул.Строителей 31.

 

тел. 89233611979

О ягодах и грибах

 

 

Удивительные факты о грибах 

Грибы являются одними из самых необычных представителей живого мира нашей планеты, и долгое время ученые не могли решить, к какому же типу организмов их отнести – растениям или животным. В итоге, было принято решение выделить отдельный тип организмов – царство грибов. Мы собрали для вас подборку интересных фактов о них, которые способны вызвать удивление и восхищение.

Факт № 1: грибы очень живучи

Если бы грибы были менее живучи, они бы не сохранили своего многообразия. Насколько они живучи может представить каждый, кто хоть раз болел грибковой инфекцией или боролся с грибковым поражением стен. Вывести грибок крайне сложно. Ещё бы! В 2002 году, грибница была обнаружена даже внутри разрушенного реактора в Чернобыле. При благоприятных условиях, споры некоторых грибов могут находиться в состоянии «покоя» в течение десятилетий и даже столетий, сохраняя при этом способность к прорастанию. Грибы-трутовики, растущие на стволах деревьев, могут жить до 80 лет.

Факт № 2: грибы загорают

Удивительно, но грибы вырабатывают витамин D, если, конечно, им достаточно солнечного цвета. От этого зависит цвет шляпки гриба.

Факт № 3: грибы передвигаются

Не все, конечно. Сейчас к «ходячим» грибам относится только один: «Плазмодий». Найти его можно в средней полосе России. Гриб этот не имеет ножки и по своему виду напоминает съёжившуюся медузу. Он полупрозрачен и студенист. Передвигается, переваливаясь с боку на бок. Скорость невысока, но попасть в более подходящее место за несколько дней сможет, иногда даже на пень забирается.

Факт № 4: гриб растёт со скоростью бамбука

В российских лесах можно встретить гриб с названием «Весёлка», вошедший в книгу рекордов Гиннеса как рекордсмен по скорости роста. Каждые 2 минуты он вырастает на сантиметр! В первый день он выглядит как сероватое яйцо, на второй становится зонтиком на высокой ножке, а на третий его уже и не видно.

Факт № 5: гриб — самое гигантское живое существо на Земле

Не верите? Очень большой белый гриб нашли в Америке (штат Висконсин) в 1985 году. Он весил 140 кг и имел охват два метра. Но, как мы помним — это лишь видимая часть. В штате Орегон найдена грибница, занимающая площадь 900 гектаров и весящая несколько сотен тонн! А вот в Швейцарии обнаружили гриб в возрасте около 1000 лет — опёнок, размерами 800 х 500 метров. Его грибница занимает 35 гектаров площади швейцарского национального парка г. Офенпасс.

Факт № 6: грибы — хищники и убийцы

Грибы питаются червями-нематодами, расставляя на них ловушки из колец мицелия. Если червь коснётся такой ловушки, то прилипает к ней и тут же оказывается опутанным нитями грибницы. Спастись, шансов нет никаких. Споры грибов могут прорастать внутри живых существ. Но если человек заболевает, то гусеница, например, погибает. А гриб развивается. Одной маленькой бледной поганки хватит, чтобы убить 4 человека. А вот мухоморов понадобится несколько штук. Из грибов готовили сильнодействующие яды и активно использовали для устранения противников. Императора Клавдия отравила его жена Агриппина, сварив суп из бледной поганки.

Факт № 7: грибы — целители

Грибы с глубокой древности использовались как лекарственные средства. Да и сейчас во многих домах растёт в банках «чайный» или «молочный» гриб, напиток из которого повышает иммунитет и борется с воспалительными заболеваниями. В 1940 году А. Флемминг из дрожжевых грибов выделил пенициллин, открыв эру антибиотиков. Лечебными свойствами обладают шампиньоны, рядовки фиолетовые, опята луговые и осенние, молочник, чага и говорушки. А кожица дождевиков используется вместо лейкопластыря — внутренняя её часть стерильна и обладает бактерицидными свойствами.

Факт № 8: грибы — ценный питательный продукт

Грибы – источник белка и, в меньшей степени, углеводов, при этом совершенно не содержат холестерина. Кстати, именно потому, что грибы не содержат животных насыщенных жиров они не могут быть отнесены к классу животных. Кроме белка и углеводов, грибы богаты витаминами В1, В2, D, селеном, калием, ниацином и антиоксидантами.

Факт № 9: грибы — галлюциногены

Многие грибы содержат вещества, вызывающие состояние эйфории и галлюцинации. Это знали древние шаманы и викинги. Шаманы использовали это свойство грибов для проведения ритуалов, а викинги – чтобы придать себе смелости и атаковать врага со всем бесстрашием и мощью.

Факт № 10: миллиарды спор грибов летают в воздухе

Грибы размножаются спорами. Взяв пробы воздуха практически в любом помещении, можно обнаружить споры грибов. Если говорить о грибах традиционных, то обычный шампиньон выбрасывает до 40 миллионов спор! Гриб-навозник – 100 миллионов спор. Рекордсменом же является гриб-дождевик, выбрасывающий более семи триллионов спор! При этом споры выбрасываются на расстояние более двух метров и летят они со скоростью автомобиля: 90 км/час или 25 метров в секунду.

                                                                                                                        

Факт № 11: грибы выше деревьев

Такие грибы растут в тундре. Деревья там карликовые, высотой 20-25 см и пригибаются к земле. А грибы – стандартные, поэтому возвышаются над кронами деревьев. Интересно, что вырастают они практически одномоментно, спеша успеть пустить споры в период короткого лета, и вид представляют очень зрелищный. Больше всего этот период радует оленей, которые с удовольствием поедают шляпки этих грибов. В тропических лесах Амазонии существуют виды грибов, споры которых поднимаются высоко в воздух, создавая поверхность для конденсации воды, и, таким образом, вызывая дождь.

Факт № 12: грибы светятся в темноте

Некоторые грибы имеют светящиеся грибницы. Например, опёнок осенний, растущий на трухлявых пнях. При этом грибница пронизывает пень густо. В темноте можно увидеть, как гнилушки светятся — фосфоресцируют. Это зрелище раньше очень пугало людей, тут же населивших лес ведьмами и лешими. Что интересно – мерцание таких огней напоминает передвижение живых существ, так как изменяется при каждом наклоне, каждом повороте головы.

Факт № 13: грибы дамы и джентльмены

Оказывается, грибы делятся на мужские и женские особи. Об этом говорит строение ДНК грибов, напоминающей половые хромосомы человека. Об этом сообщил Джозеф Хейтман, изучающий грибы Phycomyces blakesleeanus в Медицинском центре Университета Дюка. Половозрелые грибы могут давать общее потомство. Не все грибы имеют подобные гены, а значит среди грибов тоже есть эволюционирующие особи и, кто знает, к чему приведёт подобная эволюция.

Факт № 14: грибы в легендах, преданиях и сонниках

Интересно, что в тех местах, где грибы растут активно, в том числе и в России, сложено множество легенд и преданий с участием грибов. При этом грибы могут быть добрыми «Грибок-лесовичок» и злыми: «Ведьмин гриб». Грибы помогали выжить человеку в лесу, показать, где спрятан клад, а могли и заманить огнями, запугать и погубить. Сон, в котором грибы видела женщина, предвещал скорую беременность. Если же грибы снились мужчине, то ему нужно было быть разборчивым в отношениях с женщинами.

Мир грибов хранит множество тайн, и, вполне возможно,

что вскоре нас ждут новые интересные факты.                  

 

 

 

 

У ягод много удивительных свойств. Это лучший продукт для поддержания тонуса и бодрости в нашем организме. Ягоды это источник жизни, живой энергии, поскольку в основном мы употребляем их в пищу, не подвергая какой либо  обработке.

Ягоды это питательный и полезный продукт, кладезь витаминов. Неоспоримая польза от ягод это содержание в них витаминов. Свежесобранные ягоды обладают не только полезным набором витаминов, но и необыкновенным вкусом.

Ягоды это всегда положительные эмоции. Зимой, когда нехватка витаминов особенно ощутима, даже созерцание этих ярких даров природы способно вызвать положительные эмоции.

 

2 Вы знаете, что помидор, баклажан и киви являются ягодами? Во всяком случае, такой вывод делают исследователи ботаники.

 

3 Знаете ли вы, что черникой и ежевикой можно лечить сахарный диабет? Употребление этих ягод постепенно приводит к уменьшению сахара в крови, что и требуется для выздоровления от этого недуга.

 

4 Если постоянно заваривать себе чай из смородиновых листьев, то можно помочь своему организму вывести камни и песок из почек.

5 Крыжовник - замечательный продукт для того, чтобы нормализовать давление.

 

Однако, есть и другая сторона медали. Если у вас есть проблемы с желудком - повышенная кислотность, язва и гастрит, эту ягоду категорически нельзя употреблять.

 

 

6 Ягоды бузины не всем понятны, а многие вообще побаиваются их есть. В Европе эта ягода является символом магии и колдовства. Меж тем, стоит попробовать и проэксперементировать с черными ягодками при приготовлении пищи. Добавьте их в соус, компот, морс, или же в качестве начинки для пирога. Бузина раскроется перед вами по-новому.

 

7 Знаете ли вы, каким волшебным свойством обладает помидор? Оказывается, при снижении потенции его нужно употреблять постоянно в рацион и все наладится.

8 А ягоды вишни помогают наладить "отношения с нервишками".

 

9 Сладкая как мед такая ягода, как дыня, Япония предлагает приобрести ее за совсем неадекватную цену. В этой стране существует самая дорогая такая ягодка на весь мир - более 23 тыс. долларов за единицу товара.

 

10 Лимонник так же относиться к ягодам. Плоды этого кустарника полная противоположность названию. Ягоды имеют ярко красный цвет и только, если понюхать, можно ощутить кисловатый аромат лимона.

 

11 Ягоды очень полезны для человека.

Ягоды — кладовая здоровья

Азбука витаминов > Витамины в природе > Ягоды — кладовая здоровья

Мы уже много раз говорили о пользе ягод. Всем известно, что ягоды — это кладезь углеводов типа глюкозы и фруктозы, которые хорошо усваиваются организмом и полезны для нервной системы, сердца и печени. Кроме того, в ягодах содержаться как распространенные витамины, например, витамин С, так и редкие, например, витамины группы B и K. А наличие в ягодах калия железа, магния, марганца и других микроэлементов позволяет ягодам заменить собой целую аптечку.

Так какие же болезни могут вылечить ягоды? Предлагаем вашему вниманию ягодный лечебный словарь.

Барбарис

Помогает при высокой температуре, при расстройстве пищеварения и диабете.

Боярышник

Незаменим при сердечных заболеваниях, бессоннице, заболеваниях кожи и головокружения. Для профилактики ягоды боярышника нужно есть только свежими, три-четыре раза в день по 50-100 г обязательно после еды.

Брусника

Лечит простуды, диабет, болезни печени, почек и мочевого пузыря, гипертонию. Благотворно действует при отравлениях. Если смешать брусничный морс с тыквенным соком в соотношении 1:1, то мочегонный эффект увеличится почти в два раза.

Голубика

Ягоду полезно использовать при инфекциях, в том числе вирусных, сердечных заболеваниях, малокровии, болезнях поджелудочной железы и кишечника. Но сок голубики нужно отжимать только из спелых ягод.

Клубника

Помогает при поражении слизистых оболочек рта, болезнях десен.

Клюква

Используется при лечении инфекций мочеполовой системы, кариеса и язвы желудка.

Калина

Вылечивает гастриты, болезни печени, хорошо снимает отеки.

Крыжовник

Рекомендуют при запорах и простудах.

Малина

 

Также хорошо справляется с простудами и сердечными заболеваниями.

Рябина

Помогает от расстройства желудка и при токсикозе.

Черемуха

 

Снимает воспаление глаз, помогает при болезни желудка, ревматизме и заболеваниях кожи.

Черная смородина

Первая помощь при простуде, ангине, депрессии. Рекомендована при заболевании кожи, ревматизме, почечно-каменной болезни, артрите, болезни желудка. Чтобы полностью удовлетворить потребность организма в витаминах С и Р, достаточно съедать 50 г свежих ягод черной смородины в день. А больше всего аскорбиновой кислоты в зеленых ягодах. В спелой ягоде количество витамина С существенно снижено. Поэтому для варенья и джема лучше брать недозрелые ягоды.

Черника

Благоприятна при болезнях глаз, нарушении обмена веществ, склонности к полноте. 
В общем, чтобы запастись здоровьем на весь год, достаточно вдоволь наесться свежей ягоды летом, а для профилактики подойдут компоты, напитки, варенье, заготовленные на зиму.

А сейчас несколько интересных фактов о ягодах.

Японские ученые в течение многих лет проводили исследования малины и наконец выяснили, что в ягоде содержатся вещества, которые участвуют в расщеплении жиров. После того, как это факт стал известен, японские диетологи стали рекомендовать своим пациентам съедать полстакана малины за полчаса до еды. Правда, через некоторое время выяснилось, что малина не настолько эффективна в похудении, как хотелось бы. И тогда японские ученые изобрели новое наружное средство для похудения - пластырь, пропитанный малиновым экстрактом. Производители новинки утверждают, что такой скорости похудения при использовании пластыря он сами не ожидали!

По-английски название крыжовника звучит как gooseberry, т. е. «гусиная ягода». А все потому, что в Средние века эту ягоду обязательно клали в блюда из домашней птицы. А во Франции крыжовник добавляли в рыбные блюда. Одно из французских названий крыжовника буквально переводится как «смородина для макрели».

Существует старинная легенда: сначала малина была белой. Но когда нимфа Ида собирала ее для малыша Юпитера, она уколола палец и ягодки окрасились ее кровью.

Японцы верят, что если съесть половинку клубники, а половинку отдать парню, он обязательно тебя полюбит.

Раньше ежевика считалась дьявольский ягодой в Англии и во Франции. Говорили, что ягода такая темная потому, что на нее плюнул дьявол.

Североамериканские индейцы очень уважали чернику и голубику. Они считали, что эти ягодки послал на землю Великий Дух, чтобы люди не погибали от голода.

 

В старину в углах избы развешивали гроздья калины. Считалось, что она помогает от сглаза и нечистой силы. А просто прикоснувшись к калиновому кусту, можно было облегчить душу.

Рябина также отпугивала колдунов и ведьм, по народным поверьям.

Чтобы получить серую краску, крестьяне кипятили голубику в молоке.

Название «смородина» происходить от древнерусского «смородить», т. е. источать сильный запах.

 

 

Пальчиковые игры

по лексической теме «Грибы. Лесные ягоды»

 

 

Программное содержание. Развитие мелкой моторики, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. Формировать умение слушать учителя.

Ход игры

Игра- ситуация «Путешествие в лес.»

Учитель.- Осенью созревает урожай. И люди, и звери делают запасы на зиму.Сегодня мы с вами отправимся в лес и узнаем, какой урожай в лесу вырос.

- Поедем? Садитесь на лошадку!

(Дети под музыку скачут галопам)

- На лошадке ехали, до леса доехали.

Гоп, гоп, гоп, гоп - стоп!

Мы в лес приехали!

- Мы по лесу пойдём, ягоды соберём.

А помогут нам ягодку собрать наши пальчики.

- Приготовьте пальчики девочки и мальчики.

Пальчиковая игра «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять.

(Обе руки идут пальчикамипо коленкам.)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

Упражнение на дыхание «Чем пахнет лес»

- Ягоды мы собрали.

(сделать чашечку из двух ладошек)

Носиком вдыхаем, ротиком выдыхаем.

Учитель.- Ой, ребята, а в лесу ещё чем то пахнет.Закройте глазки и понюхайте.Носиком делаем вдох, ротиком выдох.

(поставить грибок)

Дети.(открывают глаза) Грибами.

Пальчиковая игра«Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Учитель.- Ребята, давайте поможем зверятам, сделать запасы на зиму.

Игра «За грибами» (используя картинки)

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

(Дети идут в хороводе.)

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

(Скачут в присядку, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

(Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

(Скачут стоя, срывают воображаемые грибы.)

Медведь проходил,

мухомор раздавил.

(Идут в развалку, затем топают правой ногой.)

Учитель. Спасибо вам ребята, за помощь зверятам.

- Нам в детский сад пора.

- Поедем? Садитесь на лошадку!

(Дети под музыку скачут галопам)

- На лошадке ехали, до школы доехали.

Гоп, гоп, гоп, гоп - стоп!

В свой класс приехали!

 

 

 

Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”, 
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и 
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с 
большого.) 
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина — так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременнона правой и левой руках.)

 (Делают приглашающий жест — движение руками насебя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

 

Игра “Большой- маленький”

Цель: развитие мышления, обогащение словарного запаса.
Гриб- грибок, грибочек

ягода- ягодка

малина - малинка
земляника – земляничка       

черника – черничка

клюква-клюковка


Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”
Все зверушки на опушке  
Ищут грузди и волнушки. 
Белочки скакали, 
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, 
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, 
Искали опятки. 
Медведь проходил, 
Мухомор раздавил.

(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)


Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

 

Игра “Подскажи словечко”.

Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).


 

Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.

Цель: учить детей связной монологической речи; развивать внимание , память.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал: 
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка? 
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.

 

Упражнение «Скажи какая ягода»

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

Упражнение «Эхо»

Цель: развивать умение говорить с разной громкостью.

– Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти.

– Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?

 

Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

Цель: учить   координировать   речь   с   движением,   развивать творческое воображение, закреплять в речи существительные — названия грибов, развивать мелкую моторику.

 

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл —

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке — опята,

А во мху — лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

                      И.Михеева

 

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой — «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.)

 (Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки.)

 

 

  

Игра «Кто заблудился?»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес,  кто-то заблудился и кричит «Ау!». Один из детей  поворачивается    спиной    к    остальным.   Дети   по   очереди произносят «Ау!» с разной

громкостью голоса (ближе, дальше). Ребёнок, стоящий спиной, отгадывает, кто «кричал».

Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Цель: развивать   грамматический   строй   речи   (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существ ительными).

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   ответить   на вопросы девочки Кати.  Необходимо следить за правильностью употребления    окончаний   (малиновое   варенье,   малиновый компот).

Осень   —   время   заготовок.   Катя   с   бабушкой   решили запастись на  зиму сладким вареньем и  ароматным   компотом.  Рано   утром   они   пошли   в   лес   за   ягодами. Путь   предстоял неблизкий.

Бабушка,   —   спрашивала   Катя.   —   Если   мы   малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье

какое? (...)

А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя.

— Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

— А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

 

Загадки

Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один   из   ребят   объясняет   её  смысл. 

Остальные   дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

                              (Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

                           (Подосиновик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём — его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб... (мухомор).

 

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке   стало  смешно,   он  тёр  по  лицу  слезу   и  сам смеялся.

                                                                                                                     Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

 Рекомендации для родителей лексическая тема «Ягоды, грибы»

1. Помогите ребёнку запомнить названия ягод и грибов: черника, малина, земляника, клюква, рябина, шиповник, лисички, боровик, подосиновик, подберёзовик, волнушка, сыроежка, мухомор.2 Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать съедобные и ядовитые грибы. Отме­тить особенности их строения (шляпка, ножка). Рассказать ребенку, где растут грибы (в лесу, чаще, на пеньке, в траве). Закрепить в словаре обобщающее понятие «грибы».

2.  Предложить ребенку назвать изображенные грибы. Обратить его внимание на то, что гриб, растущий под осиной, называется подосиновиком, под березой — подберезовиком.

 Игра «Что где растет?»

Свекла, земляника, подберёзовик, картофель, лисички, малина, груша, огурец, клюква, черника, помидор, яблоко, боровик, слива и т.д. (На грядке, на дереве, в лесу)

3. Поиграйте в игру « Какое варенье», «Какой сок или компот»:

малина – малиновое варенье, малиновый компот

черника – черничное варенье, черничный компот

земляника – земляничное варенье, земляничный сок

клюква – клюквенное варенье, клюквенный сок

брусника – брусничное варенье, брусничный сок

 4. Сосчитай:

1 опёнок, 2, 3, 4, 5.

1 малинка, 2, 3, 4, 5.

1 подосиновик, 2, 3, 4, 5.

1 брусничка, 2, 3, 4, 5.

5. Закончи предложения словом — действием:

Ягоды с веточек (что делают) …

В корзину ягоды        …

В стакан сок      ………

Люди в лесу грибы и ягоды     …

Из ягод сок     ……

Из грибов суп     …

6. Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна сыроежка - много сыроежек.        Один опенок - много опят.      

Один мухомор – много…                      Одна поганка – много…     

Один гриб – много…                             Одна шляпка – много…       

Одна ножка – много…                           Один подосиновик – много…

Один подберезовик – много….             Одна лисичка -много….

Одна ягода - много...                             Одна слива - много...     

Одна земляника - много ...                    Одна малина - много....

7. Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.   Если грибы посалить они будут….

8. Самомассаж рук (мячик су-джок или ёжик)

Дети катают мяч-«грецкий орех» или мяч-«каштан» между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

9. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.

В лес пойдем мы погулять.

Обе руки «идут» пальчиками по столу.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Загибают пальчики, начиная с больших.

 Рассказать ребенку, что готовят из грибов (салат, икру, запеканку, суп) и как.

10. Повторить стихотворение

 

«Грибочек».

Жил да был грибочек,

Вот его дом — кусточек.

Была у него ножка,

Одна ножка — без сапожка.

Была у него шляпка.

Нашли его ребятки,

Грибочек сорвали

И бабушке отдали.

Бабушка суп сварила

И деток накормила.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"