ПРОЕКТ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
Кто любит животных, тот долго живет,
И молодость в нем никогда не умрет,
Кто кошке с собакой даст в доме приют,
Там будет в душе и тепло, и уют.
Проверено жизнью, известнейший факт:
Погладишь собаку – отступит инфаркт.
Где “меньшие братья” – в семье доброта,
Без них одиноко, вокруг – пустота.
Они ежедневно нам радость дают,
Быть преданным другом пример подают .
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.
Сроки: краткосрочный ( 2 недели).
Участники: дети , воспитатели, родители.
Место проведения: групповая комната.
Актуальность проекта:
Участие детей в проекте «Мир животных» позволит максимально обогатить знания и представления о животных, о их повадках, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Общение с животными развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Ребёнок усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.
Цель :
Расширить и систематизировать знания детей по теме проекта.
Задачи:
· Обобщить и расширить представления детей о домашних и диких животных ;
- Познакомить с животными соседних климатических зон и континентов (Африка, Антарктида, Австралия, Америка);
- Упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания;
- Учить выделять признаки для группировки (дикие -домашние, хищники – травоядные, животные Севера – животные жарких стран);
- Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать по описанию, по части, сравнивать ;
- Развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
- Развивать коммуникативно-речевые навыки;
· Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
· Постановка проблемы
· Подбор наглядных пособий (в том числе звукозаписи).
· Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки).
· Подбор материалов для проведения задания – исследования.
· Подбор дидактических, развивающих игр по теме проекта.
· Подбор материалов для творческой деятельности.
· Беседы с родителями по теме проекта.
II этап. Деятельностный ( включающий все направления развития ребёнка, образовательные области).
Образовательная область «Речевое развитие»
· Беседы: «Домашние животные»; «Животные наших лесов»;Домашние -дикие животные-различия»; «На ферме»; «В зоопарке», «Животные холодных стран» (арктические пустыни, тундра, тайга); «Животные жарких стран»; «Как животные холодных стран приспособились к условиям Севера»; «Как животные жарких стран приспосабливаются к жарким климатическим условиям» «Травоядные животные»; «Хищные животные».
Чтение художественной литературы: Пришвин М. «Про птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; Житков Б. «Рассказы о животных»; Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука живой природы», «Кто чем поёт» В. Бианки. «Познавательная энциклопедия». «Сказки о животных» Л. Толстой; «Лучшие сказки» В. Бианки., Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза»; Сказки: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен : ,«Хроменькая уточка» , «Кукушечка» М.Горький «Воробьишко» , Сутеев «Петушок и краски», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот-ворюга»
Пересказ В. Бианки «Купание медвежат» развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.
· Чтение В. Сутеев «Кот- рыболов» , «Лисичкин хлеб» Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню» Пальчиковые гимнастики по теме: животные , птицы
· , Е. Чарушин «Медвежонок».
· Словесные игры: «Что лишнее?» , «Угадай по признаку», « Доскажи словечко», «Какое слово отличается от других» , «Назови детёнышей».
· Весёлая зарядка для пальчиков (тематическая).
«Социально-коммуникативное развитие»
· Дидактические игры: «Кто едет в зоопарк», «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные и хищные».
· Проблемно-игровые ситуации: «Что бы было, если бы белый медведь оказался в пустыне?», «Что случится , если белочка не успеет сделать запасы?», «Что произойдет, если у овечки не отрастет шерстка?»
· Сюжетно-ролевые игры: «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье», «Путешествие в теплые страны»
· Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд».
Образовательная область «Познавательное развитие»
· Образовательные ситуации: «Путешествие в жаркие страны»; «Путешествие в страну льдов»; «В гостях у леса»; «Может ли лев жить в Арктике»; «Чей голос?»
· Задание — подбери картинку: «Кто летает, прыгает, плавает, ползает…»
Художественно –эстетическое развитие.
· «Мишка косолапый» (рисование красками в нетрадиционной технике);
· «Подбери детёныша» (рисование);
· «Зайцы на поляне» (оригами)
· «Белый медведь»(рисование с использованием нетрадиционных техник в рисовании).
· «Обезьяна с бананом»(сюжетное рисование)
· «Зоопарк»(лепка)
III этап. Завершающий.
· Оформление коллекции творческих работ «В мире животных».
· Выставка поделок.
· Презентация продуктов деятельности родителям.
· Викторина «Животные такие разные».
· Оформление макета «На Севере».
· Оформление макета «Животные жарких стран»(при участии родителей)
· Обсуждение итогов проекта (рефлексия проектной деятельности).
1-ая неделя:
Понедельник
Познание (формирование целостной картины мира)
«Домашние и дикие животные»
Цель: Систематизировать представления о домашних и диких животных, о местах обитания диких животных. Учить применять конкретные знания о поведении и потребностях. Воспитывать интерес к жизни животных.
Художественное творчество «Мишка косолапый» (рисование красками в нетрадиционной технике)
Цель: Учить работать губкой ,разукрашивать печатающими движениями по намеченному силуэту.
Вторник
Познавательно-исследовательская деятельность «Дикие животные и их детёныши»
Цель: Систематизировать представления о местах обитания диких животных, о их детёнышах. Воспитывать интерес к обитателям леса.
Художественное творчество «Подбери детёныша» .
Цель: Закрепить знания о диких животных и их детёнышах. Учить рисовать диких животных, их характерные особенности. Воспитывать любовь к животным.
Среда
Интегрированное занятие (речевое развитие +познавательное развитие ) «Домашние и дикие животные»
Цель: Обобщить и расширить представления детей о домашних и диких животных ; учить составлять описательный рассказ, продолжать учить работать в тетради по заданию(подготовка руки к письму).
Четверг
Интегрированное занятие (речевое развитие + познавательное развитие ФЭМП) «В лесу».
Цель: Закреплять представления детей об обитателях леса,учить использовать прилагательные в описании животных, учить двигаться в заданном направлении, закреплять счёт в пределах 10,учить сравнивать 2 группы предметов ,продолжать учить работать в тетради по заданию.
Пятница
Художественное творчество «Зайцы на поляне» (оригами)
Цель: Учить детей складывать бумагу (техника-оригами). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
2-ая неделя:
Понедельник
Познание (формирование целостной картины мира)
«Животные Крайнего Севера»
Цель: Познакомить с животными соседних континентов -Арктикой, ,упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания;
Художественное творчество
«Белый медведь»(рисование с использованием нетрадиционных техник в рисовании).
Цель: Учить , следуя силуэтному изображению и используя смятую бумагу, зубной пастой рисовать белого медведя.
Вторник
Познавательно-исследовательская деятельность «Чем питаются домашние и дикие животные?»
Цель: Расширять представления о пище ,которую употребляют животные, учить отличать особенности в питании(хищники, травоядные),поощрять любопытство.
Художественное творчество «Зайцы на полянке » (оригами)
Цель: Учить работать с бумагой, складывать по образцу.
Среда
Интегрированное занятие (речевое развитие +познавательное развитие ) «Животные жарких стран»
Цель: Обобщить и расширить представления детей о животных жарких стран ; учить составлять рассказ по сюжетной картине.
Четверг
Викторина: «Как ребята зверей из беды выручали»
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о диких и домашних животных.
Задачи:
- Учить различать животных по внешним признакам,
- Поощрять активность,
- Учить работать слаженно,
-Развивать творческие способности,
-Развивать логическое мышление, внимание, память.
Пятница
Художественное творчество «Зоопарк» (лепка)
Цель: Закреплять умения лепить из пластилина, правильно передавать пропорции тела. Развивать аккуратность в работе. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы других.
Предполагаемая самостоятельная деятельность детей.
Деятельность в различных центрах по интересам детей:
-С/ игра «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница»
-Д/игры: «Где, чья мама? », «Подбери зверям шубку», «Собери картинку», «Кто, как устроен? », «Кто, чем питается? », «Лото», «Кто, где живёт? », -Игры с фигурками диких животных и птиц
-Игровые упражнения с мячом
-Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме
-СХД – лепка, рисование
-Индивидуальная работа (форма работы: дидактическая игра, игровое упражнение и др.)
- Совершенствовать конструкторские умения «Построй, что скажу»
-Упр. «Придумай конец сказки» - упражнять в придумывании другого окончания сказке.
-Совершенствовать умение обводить шаблон карандашом и вырезать по контур;
-Театрализованные игры: имитация повадок и движений животных, звукоподражание, теневой и силуэтный театр (на стене).
Достигнутые результаты:
Дети классифицируют животных ,знают места обитания животных. Дети закрепили представления о разнообразии животного мира, их связью со средой обитания; сформировано осознанно-правильное отношение к представителям животного мира..Дети научились решать проблемные ситуации.
Выход –создание макетов климатических зон.
Макет «Флора и фауна жарких стран»
Макет «Животные Северных районов»