Возрастные особенности детей

МБДОУ Орджоникидзевский детский сад "Лучик"

 663408,Красноярский край, Мотыгинский р-он. п.Орджоникидзе ул.Строителей 31.

 

тел. 89233611979

Возрастные особенности детей

 

 

Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Три года – это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

Основные потребности в этом возрасте: потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности – это игра.

В этом возрасте у Вашего ребенка:

O      Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании  делать все по своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается с ним установить новые, глубокие отношения.

 Родителям важно: с терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым.

O        Проявление осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать это самому, даже если это ему не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

Родителям важно: помнить, что так называемое упрямство – это реакция, которой ребенок настаивает на чем то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, что бы с его мнением считались.

O       Появляется возможность действовать и поступать исходя из более сложных и стабильных мотивов. Это важная особенность в его развитии и  в обретении самостоятельности.

O      Возникает насущная потребность общаться не только  с близкими, но и со сверстниками. Правила взаимодействия ребенок осваивает через обратные реакции взрослых и детей на его поступки.

Родителям важно: помочь ребенку в освоении навыков самообслуживания. Настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовым к возможным негативным реакциям при расставании. Дети естественны, могут испытывать чувство потери привычного ему мира.

O       Игра становиться все более коллективной, образно-ролевой. В ней ребенок воображает кем угодно и чем угодно.

Родителям важно: продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (лепить, заниматься шнуровкой, складывание пирамидок)

O       Дети во взаимодействии со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои границы и воспринимать их наличие у других. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Родителям важно: разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду. Учить уважать собственные и чужие личные границы. Для этого важно самим быть примером – уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи. Бережно относиться к чувствам ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.

O       Появляется очень много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный смысл.

Родителям важно:  помните, что речь ребенка формируется главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг необыкновенно полезно. Это расширяет словарный запас ребенка, развивается образное мышление, создается эмоциональная близость и теплота в ваших отношениях. Больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, терпеливо отвечайте на его вопросы. 

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырёх до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности.  Ребенку важно делать самому, он больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень в активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, в разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношение к сверстникам. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игра в магазин, в больницу, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все больше место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать ВОПРОСЫ обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам как родителям важно:

v  Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

v  По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на листе бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если Вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

v  Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическим принципами, которые вы транслируете  ребенку.

v  Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать интерес.

v  Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация  может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с Вами.

v  Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

v  Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки.

v  Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

v  Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления. Которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. 

 

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Этот возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте Ваш ребенок:

Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм с правилами, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем в других  видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредотачиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет быть похожим на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослое дело» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут  усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

 

Вам как его родителям важно:

v   С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

v   Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

v   Быть внимательными к желаниям ребенка. Но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую Вы не в состоянии отстоять и выдержать.

v   Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений. Обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

v   Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

v   Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

v   Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) Ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на то, что он должен и обязан. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. А делая его подчиненным и обязанным выполнить ваши требования, Вы развивает его «инфантильно-детскую составляющую.

v   По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных» вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

v   На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии. Которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

v   Помогать ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойство и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологу.

  

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни – обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего Ваш ребенок:

Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

Постоянно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

Малыш делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие: думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимать относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется к семи годам.

Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Вам как родителям важно:

v Не торопиться с походом в школу, если Вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение Вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

v Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Помнить, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.

v Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.

v Осознавать, что любые Ваши оценки в адрес ребенка создают его представления о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном. Плохом, неспособном справиться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.

v Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления. В противовес мотивации избегания.

v Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознавать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть  показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.

Дата последнего обновления страницы 04.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения