Наблюдения

МБДОУ Орджоникидзевский детский сад "Лучик"

 663408,Красноярский край, Мотыгинский р-он. п.Орджоникидзе ул.Строителей 31.

 

тел. 89233611979

Наблюдения

 

 

Наблюдаем за солнцем

 

Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем,                с понятием «продолжительность дня».

 

Беседа:  Солнце землю осмотрело,

               Каждый луч оставил след.

               В мире нет важнее дела,

               Чем дарить тепло и свет.

 

Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в

солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. Спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Детям можно дать задание понаблюдать: утром — когда встает солнышко, вечером — когда солнышко садится. (Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.)

 

 Дидактические игры. "Ласковые слова". "Выложи солнышко сам". 

 

 

               Наблюдаем за небом и облаками

 

Цель — продолжить закреплять знания о явлениях неживой

природы. Уточнить понятие «туча».

 

Беседа                   Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит...

 

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно

(чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками.                                                                            Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.)

Предложить посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная».

 

Дидактические игры. "Какое небо?".

"Чего не хватает".

 

 

 

                       Наблюдение за снегопадом

 

Цель – уточнить представления о свойствах снега; закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.

 

Беседа:                Светло-пушистая

                             Снежинка белая,

                             Какая чистая,

                             Какая смелая!

                             Дорогой бурною

                             Легко проносится,

                             Не ввысь лазурную —

                            На землю просится...

 

В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики.                                  Эти кристаллики соединяются в крошечные шес­тиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются  на землю в виде снега.                  Где образуются снежинки? На что они похожи?

 

Исследовательская деятельность

Из какого снега можно лепить?

Попробовать слепить ком снега.

 

 

 

 

Наблюдение за снегом и льдом                                      

 

Цель – закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой при­роды.

Беседа:

Из чего состоит лед? Какие свойства льда (снега) вам знакомы? Как образуются снежинки?

                          Мы — снежинки!

          Это мы — Парашютики зимы.

  Это мы над вами кружим,

   Это мы с ветрами дружим.

Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. По­гладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости. Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар подни­мается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.

Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)

Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)

Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; тем­ный грязный снег сходит раньше чистого и светлого. 

Наблюдение за вертолетом

 

Цель – закреплять знания о воздушном транспорте; формировать интерес к профессии пилота.

 

Беседа:       Без разгона ввысь взлетит —

                    Стрекозу напоминает.

                    Отправляется в полет

                    Наш российский ... (вертолет)

 

Как выглядит вертолет? (Большой, с большим винтом наверху.)

Чем вертолет похож на стрекозу? (Внешним видом.)

Какие бывают вертолеты? (Санитарно-спасателъные, военные, грузовые.) Какая профессия у человека, управляющего вертолетом? (Пилот.) Какие еще виды транспорта вы знаете? (Наземный, вод­ный, подводный.) В чем различия между вертолетом и самолетом? (У са­молета скорость больше, чем у вертолета; вертолет мо­жет зависать в воздухе, а самолет нет; для взлета самоле­ту нужна взлетная полоса, а вертолет может подняться с места.)

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

  Наблюдаем за дождливой погодой

 

Цель — познакомить с наиболее типичными особенностями

поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.

 

Беседа:          Скучная картина!

                       Тучи без конца,

                        Дождик так и льется,

                        Лужи у крыльца...

 

В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи.  Детям в дождливую погоду предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты? Дождь может быть теплый и холодный. После

дождя все кругом мокрое. Идет дождь - появляются лужи. Капли дождя стучат по крышам.

 

 

 

 

 

Первый снег

 

Цель — закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему

 тает первый снег.

 

Беседа             Снежок порхает, кружится,

                         На улице бело.

                         И превратились лужицы

                         В холодное стекло.

 

Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда

идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег.

Ноябрь– последний месяц осени, скоро настанет зима. Заметить, что реки покрылись льдом. В народе говорят: "Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня", "Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью". Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: ис­хлестанные дождями, голые, черные стоят деревья.

На земле  присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще  не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнеч­ный денек.

 

И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлета­ет в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.       Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.) Какой он на ощупь? (Мокрый.) Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листопад

 

Цель – закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

Беседа:

Посмотрите, дети, наступила осень.  Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Смотрите, то один  листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много-  много листочков с шуршанием полетело на землю. Это ЛИСТОПАД.   Листопад, листопад.

             Листья по ветру летят

Листья летят  медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев.                            Все ли деревья изменили окраску листьев?                         Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)                               У какого дерева раньше других меняется окраска листь­ев?  (У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита).                                                                    Все листочки падают одинаково?                                              Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотис­тая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

 

Хмурая осень

 

Цель — познакомить с наиболее типичными особенностями

поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и

 назначение предметов одежды.

 

  Беседа

Собираясь на прогулку обратить внимание на одежду детей (куртки с капюшонами, резиновые сапожки, перчатки). Потому что на улице поздняя осень, стало холодно, поэтому мы одеваемся теплей.                              Если на улице идет дождь, дети наблюдают из окна, или из веранды. Какие предметы стали мокрыми? Почему не видно птиц?  Почему на улице мало прохожих? Обратить внимание на разнообразие зонтов. Какой кому понравился?

 Для чего нужен зонт?                                                       Посмотрите на небо, какое оно? Серое, хмурое.                                                                Нерадостно смотреть на голые кусты. Лужи.

 Прислушайтесь как воет ветер.

Дата последнего обновления страницы 04.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения