По лексическим темам

МБДОУ Орджоникидзевский детский сад "Лучик"

 663408,Красноярский край, Мотыгинский р-он. п.Орджоникидзе ул.Строителей 31.

 

тел. 89233611979

По лексическим темам

 

Игры на ознакомление со свойствами воды.

Цель:

В игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды.

Тема: «Капелька»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.

Ход игры:

Педагог предлагает детям «превратиться» в капелек. Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по залу).

Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).

А теперь ручеек течет и впадает в море, (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг из детей вытягивается в овал).

А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?

(вода будет нагреваться)

Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара, (дети бегают по залу).

А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).

Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному.

Педагог вместе с детьми делают выводы

В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.

 В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.

Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Тема: «Твердое - жидкое»

Цель: закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.

Материал: карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).

А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).

Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.

Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.

Тема: «Разрезные картинки»

Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах,

воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.

Ход игры:

Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д. ). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?

Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.

А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).

Тема: «Мы - капельки»

Цель: закрепить представление о круговороте воды в природе, развивать эмпатию. воображение, мыслительную деятельность, связную речь (подбор эпитетов); умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: бумажные короны с рисунками капелек, шляпа мамы Тучи. Схема круговорота воды в природе.

Ход игры:

1-й вариант

Провести с детьми беседу и рассмотреть схему круговорота воды в природе. Объяснить детям, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнца, снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя. Педагог предлагает детям превратиться в капельки дождя.

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Педагог, или ребенок, превращается в маму Тучку.

Педагог читает стихотворение Б. Заходер «Дождик»

Каждый раз после слов «кап- кап», дети прыгают и хлопают в ладоши.

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет-

Кап, кап?

Не поймем ни я, не ты.

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно!  Кап, кап.

Задание детям – капелькам: полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей (каждый ребенок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Тучке и рассказать о своем путешествии. Дети разбегаются в стороны, бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы (звучит спокойная музыка), потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе, (дети берут друг друга за руки и образуют два ручейка). Ручейки соединяются в реку, речка впадает в море (дети образуют широкий круг). Тут пригревает солнышко, и мама Тучка просит, капелек вернуться домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся. Мама Тучка радуется их возвращению, а затем спрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, полила растение, напоил верблюда и т. п.

2-й вариант

педагог читает стихотворение А.Стойло «Капелька дождя»

Эта капелька дождя

В землю теплую упала.

Не пропала, не пропала

Эта капелька дождя:

Вышел гриб - дождевик,

Вышел гриб - боровик,

Их сестричка – гриб лисичка,

Их подружка - гриб волнушка,

Вышла тонкая травинка,

Вышла тонкая рябинка…

Обсуждение стихотворения. Кому помогла вырасти капелька дождя?

Педагог предлагает детям превратиться в капелек и рассказать, что они сделали в этой роли: кого напоили, спасли от засухи т. п. как они путешествовали по земле? Дайте образец начала рассказа «Я маленькая капелька дождя…?» (и дальше следует рассказ о ее путешествии и делах). В конце сделать выводы: всем живым существам на земле нужна вода, есть растения, животные, которым для жизни, развития нужно много воды, и есть такие, которые довольствуются небольшим количеством воды.

Тема: «Животные водоемов»

Цель: закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность.

Материал: набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема.

Ход игры:

Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривание карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра- это и весло, и руль одновременно.

Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?

Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свою реку, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Тема: «Цепочки реки»

Цель: расширять представления об обитателях водоема. Познакомить с пищевыми связями обитателей водоема. Закрепить представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде.

Материал: карточки с изображением обитателей реки по типу «Домино».

Игровые действия: Игроки по очереди выкладывают пищевые цепочки. Например комар – лягушка – цапля; ряска – рыба – выдра – человек.

Тема: «Этажи реки»

Цель: закрепить представление об обитателях реки, их образе жизни. Дать элементарное представление о ярусах и нишах в экосистеме «река». Развивать любознательность, интерес к природе родного края.

Материал: цветная схема ярусов реки: желтый (дно), синий (вода), зеленый (берег); изображения обитателей реки (моллюски – беззубка, катушка, прудовик; насекомые – личинки ручейника, стрекозы, жук – плавунец, водомерка, комар, стрекоза; земноводные – лягушка; рыбы; млекопитающие – бобр, выхухоль; птицы - цапля , утка, чайка, крачка; растения – ива, тростник, кувшинка, кубышка, ряска).

Игроки из цветных полосок выкладывают «этажи реки» и размещают на них обитателей.

Тема: «Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: большие карты с изображением воды. маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.

Ход игры:

Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.

Тема: «Пищевые цепочки водоемов»

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоема.

Материал: карточки животных и растений.

Ход игры:

Педагог предлагает картинки обитателей водоема и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.

Дети выкладывают карточки.

Комар – лягушка - цапля

Червяк – рыба - чайка

Водоросли – улитка - рак

Ряска – малек - хищная рыба.

Тема : «Воздух, вода, ветер»

Цель: развивать мышление, память, воспитывать внимание, сообразительность, быстроту реакции. Соблюдать правила игры.

Ход игры:

Играющие становятся в круг, водящий, стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов - «воздух», «вода», «земля», «ветер» - считает до пяти.

Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу. Зверя или покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга, потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь» при том все играющие должны поменяться местами, а водящий становится на чье-нибудь место в кругу, последний, не успевший в круг, становится водящим

 

                                Игра-занятие "Деревья"

Слушаем рассказ и выполняем различные движения.

·         Выросли деревья.   (Встаём и стоим прямо)

·         На них появились ветки.   (Разводим руки в стороны)

·         На ветках выросли листочки.   (Растопыриваем пальцы)

·          Осенью листочки пожелтели

·         Подул сильны ветер.   (Дуем, как ветер)

·         Листочки задрожали.   (Трясём кистями рук)

·         Потом листочки упали на землю.   (Наклоняемся и касаемся руками пола)

·          Зимой с неба падает снег.   (Выставляем руки перед собой и машем кистями)

·         Деревья надели шапки и шубки.   (Показываем: надеваем шапки и шубки)

                                               Игра "Мороз"

Воспитатель, выступая в роли Мороза, говорит: "Мороз хочет заморозить ваши щёчки". Дети закрывают щёки руками. Воспитатель говорит: "Мороз хочет заморозить ваши коленки (грудку, животик, ушки, носик и т.д.)". Дети закрывают руками коленки, затем грудку, животик, ушки, носик и т.д. Кто не успел, того Мороз заморозит (коснётся рукой).

                           Игра-занятие "Вьюга"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

·         Вьюга воет, вьюга злится.

·         Как же вьюге не сердиться?   (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

·          Вьюге холодно самой.

·         Полетела бы домой.   (Машем руками)

·         Дома бы согрелась,

·         Поспала, наелась.   (Гладим животик)

·          Но у вьюги дома нет.   (Качаем головой)

·         Вот она и злится.

·         Шубки с шапкой тоже нет.   (Качаем головой)

·         Ей и не сидится.

                           Игра "Собираемся гулять"

Воспитатель предлагает детям показать, как они выполняют разные действия: когда собираются гулять - надеть тёплые штаны, валенки, шапку, шубку, застегнуть пуговицы на шубке, надеть варежки. Когда пришли с прогулки - снять варежки, расстегнуть пуговицы на шубке, снять шапку, валенки, тёплые штаны. Игру можно повторить, предложив детям выполнять действия быстрее.                        

                                 Игра-занятие "Сосна зимой"

Слушаем стихи и выполняем различные действия.

·         Вот сосна в лесу растёт,   (Поднимаем руки вверх)

·         Ветками качает.   (Руки вверху, качаем ими из стороны в сторону)

·         И иголочки весь год вовсе не меняет.   (Качаем головой)·          Время близится к зиме, листья облетают.  (Руки перед собой, машем кистями)

·         А иголок на сосне ветки не теряют.   (Двигаем руками вперёд и назад, растопырив пальцы)

                      Игра "Листики, шишки, иголки"

Когда воспитатель произносит слово "листики", дети должны показать ладошки, когда слово "шишки" - сжать пальцы в кулачки, а когда слово "иголки" - растопырить пальцы. По ходу игры воспитатель начинает произносить слова быстрее, а детям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться. Победит тот, кто ни разу не ошибётся.

                                Игра-занятие "Ёжик"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

·         Ёжик по лесу гулял

·         И листочки собирал.   (Идём на месте и наклоняемся)

·         Раз листок и два листок -

·         Вот свернулся он в клубок.   (Приседаем)

·         По тропинке покатился

·         И назад не воротился.   (Присели и крутим руками перед собой)

·         Спать улёгся под сосной.

·         А проснётся он весной!   (Подставляем ладошки под щёчку и ушко)

                            Игра "Собираем дрова"

В качестве дров можно использовать небольшие веточки или счётные палочки. По команде все собирают их (каждый участник самостоятельно). Победит тот, у кого окажется больше дров.

                                    Игра "Отгадай животное"

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, а затем произносит слова, которыми обычно характеризуются лесные жители. Каждый раз дети должны отгадать животное. Победит тот, кто назовёт его первым. Например:

- Колючий...(ёжик)            - Длинноухий...(заяц)

- Серый...(заяц, волк)          - Злой...(волк)

- Хитрая...(лиса)                   - Рыжая...(лиса, белка)

- Ловкая...(белка)                 - Косолапый...(медведь)

                      Игра-занятие "Дрова"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

·         Поработать нам пора.

·         На зиму нужны дрова.

·         Заготовим дров мы много.

·         Приходите на подмогу!

·          Раз, два! Раз, два!

·         Пилим, пилим мы дрова.   (Показываем, как пилим)

·          Раз, два! Раз, два!

·         Рубим, рубим мы дрова.   (Показываем, как рубим)

·          Раз, два! Раз, два!

·         Сложим, сложим мы дрова.   (Наклоняемся в стороны)

·          Раз, два! Раз, два!

·         Будут на зиму дрова!

·         Заготовили дрова,

·         Отдохнуть теперь пора!   (Выпрямляемся и трясём руками)

 

 

Серия игр и упражнений по теме проекта «Что такое Космос?

 

«Помоги Лунтику собрать звезды»

Цель: Учить детей образовывать цепочку однокоренных слов.

Ход: Детям к предложенной картинке подбирают цепочку однокоренных слов. За каждое слово они получают звезду. Выигрывает тот кто соберет больше звезд.

Космос- космонавт, комический, космонавтика, космодром.

Луна- лунный, Лунтик, луноход, лунатики…

Марс- марсиане, марсоход,..

Планета- инопланетяне, инопланетный, планетарий.

Солнце- солнышко, солнечный, солнцеворот

Метеорит- метеоритный, метеор

Звезда- звездный, звездочка, звездочет, звездолет

Материал: картинки с изображением предметов по теме, разноцветные звезды.

                          «Что пропало с карты солнечной системы?»

Цель: Учить детей употреблять категории родительного падежа единственного и множественного числа. Обогащать словарь.

Ход: Детям предлагается игровая ситуация- злые инопланетяне с другой галактики прислали карту солнечной системы, чтобы сбить с курса наши ракеты. Детям необходимо назвать каких предметов не хватает и восстановить карту, помочь ракетам долететь до земли.

Материал: карта солнечной системы, картинки с изображением планет, спутников, комет, метеоритов…

                                            «Скажи какая, какой?»

Цель: Учить детей образовывать прилагательные от существительных.        

             Обогащать и активизировать словарь.

Ход: Вниманию детей предлагаются картинки по теме «Космос» (звезды, разнообразные планеты, спутник, метеорит, ракета…). Дети должны образовать прилагательные (звездный, комический, лунный, спутниковый…)

Материал: картинки с изображением планет, спутников, комет, метеоритов…

 

                                                         

«Объяснялки»

Цель: Учить детей образовывать сложные слова. Формировать  умение строить простые и сложные предложения. Развивать объяснительную речь.

Ход: Детям предлагают угадать, образовать  как называется слово из предложенных слов.

Ходит по луне- луноход

Ходит по марсу –марсоход

Аэродром для космических кораблей- космодром

Человек, который считает звезды –звездочет

Машина, летящая к звездам- звездолет

                                            «По следам инопланетян»

Цель: Учить детей звукобуквенному анализу слов (подбирать картинку к схеме, определять место звука в слове, составлять схему к изображению предмета).

Ход: внимание детей обращается на странные, цветные, загадочные следы инопланетян. Детям предлагается расшифровать следы, подобрав нужное слово и картинку.                                  Варианты игр и схем:

По количеству слогов

По положению звука в слове

По расположению и составу звуков

«Где спрятались инопланетяне?»

Цель: Формировать умение детей строить предложения с предлогами (в, на, под, за, у, из-за…). Активизировать словарь. Воспитывать устойчивость внимания.

Ход: Детям предлагается рассмотреть картинку-панно и рассказать где спрятались инопланетяне? Можно предложить образец высказывания. (инопланетянин выглядывает из-за спутника. Необходимо найти всех героев.

Материал: карта солнечной системы, с изображением планет, спутников, комет, метеоритов…, маленькие инопланетяне.

«Исправь ошибку- компьютера»

Цель: Учить детей произносить слова с правильным ударением.

Ход: Воспитатель произносит слова со смещенным ударением, а дети должны исправить ошибку в ударении.

 

                                         «Космическое путешествие»

Цель: Учить детей образовывать глаголы с приставками (в, на, под, у, за, пере…)

Ход: Детям предлагается отправиться в космическое путешествие на ракете., рассказывая, что делает его ракета, что встречает на пути, как преодолевает препятствия. За правильный ответ дети получают звезду

Материал: макет солнечной системы, ракеты.

                                 «Помоги марсианам сосчитать»

Цель: Закреплять порядковый счет в пределах 10. Учить детей образованию порядковых числительных. Упражнять в согласовании слов в предложении.

Ход: Детям предлагается разложить планеты на карте солнечной системы  по своим местам, и определить, сколько их, какая по счету та или иная планета? В каком порядке отправятся в космос летательные аппараты? (ракета –первая, спутник- второй..)

                    «Помоги астроному найти одинаковые предметы»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить сходства, различия. Учить выражать в речи результаты сравнения. Упражнять в употреблении предложений с союзом –а-.

Ход: Вниманию детей предлагается карта звездного неба, галактики. Дети должны найти два одинаковых предмета, рассказать, чем они похожи, чем отличаются другие предметы (планеты, созвездия, космические корабли, спутники)

                                «Расскажи, что ты видишь в телескоп?»

Цель: Учить детей употреблять правильные падежные окончания.

Ход: детям предлагается выбрать какой-либо объект солнечной системы, который они видят в телескоп и закончить предложение:

- Я вижу –спутник, звезды

-Долго не было- спутника, звезд

-Мы рады появлению –спутника, звезд

-Мы слышали рассказ -о спутнике, о звездах

-Мы любуемся –спутником, звездами.                              

 

 

«Спрячь слоги в ладошки»

Цель: Учить детей делить слова на слоги, определять их количество.

Ход:     Буду я сейчас водить

            Слова вслух произносить.

           Слова нужно повторить,

           И на части разделить.

       Воспитатель произносит слова по теме, а дети хлопками делят их на слоги.    

                   

«Поможем жителям другой планеты. Что с чем?»

Цель: Учить детей употреблять категории творительного падежа.

Ход: Детям приходит письмо с другой планеты, где ее жители просят помощи. Педагог предлагает закончить предложение.

Земля с- луной

Сатурн с-кольцом

Ракета с- космонавтом

Комета с –хвостом…

                                         «Подбери ключ к ракете»

Цель: Учить детей выделять на слух определенный звук из ряда слов. Развивать фонематический слух.

Ход: Детям предлагается послушать ряд слов, выделить общий звук и подобрать соответствующую букву. Схема буквы будет служить ключом к ракете.

Марс, Венера, Уран.

Спутник, космос, комета

Сатурн, космос, солнце

                                              «Напишем письмо Лунтику»

Цель: Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам. Упражнять в построении простых и сложных предложений.

 

 

 

 

Чистоговорки

Та-та-та- вот зеленая планета

На-на-на- спутник у Земли –Луна

Це-це-це- облетим мы солнце

Лет-лет-лет- мы готовимся в полет

Ос-ос-ос- интересный космос

Ик-ик-ик- в небе виден спутник

 

Оп-оп-оп- мы смотрели в телескоп

Чу-чу-чу- на ракете полечу

Ром-ром-ром- все летим на космодром

Пад-пад-пад- вот красивый звездопад

Жу- жу-жу- все планеты покажу

Чу-чу-чу- космонавтом стать хочу

Се-се-се- побывали в космосе

Та-та-та- вот летит комета

Урн –урн-урн- мы увидели Сатурн

Ай-ай-ай- все планеты сосчитай

Цо-цо-цо- на Сатурне есть кольцо

Ход-ход-ход- по марсу ходит марсоход.

 

 

 

                                                       «Бульки»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть     

             через  трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктельные трубочки.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите      коктельную трубочку и подуйте в нее – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

– Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

     По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5–6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

   Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

    Другая из возможных проблем – ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки – прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

   Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Расти, пена!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктельные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей.                   Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

– Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю – ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать – дуть в трубочки, не проливать воду и т. п., можно проводить такое занятие в группе.

Капель.

На солнышке согрелась ель.

Подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна.

(З.Александрова)

Задание – показать как звенит капель (дети могут использовать воду, пипетки, пластмассовые бутылки и т.п

Игровые упражнения с водой

                                «Луковая грядка»

Цель: В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.

Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.

                               «Поливаем цветы»

Цель: Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

Необходимый инвентарь: детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Показав ребёнку клумбу объясните, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и  воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

                                           «Капли»

Цель: В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, чашка с подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

                                   «Выжми мочалку»

Цель: Игра развивает мелкую моторику.

Необходимый инвентарьдве ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

                                 «В час по чайной ложке»

Цель: Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

Необходимый инвентарь:  2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

                                 «Налил – вылил»

Цель: Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

Необходимый инвентарь:  ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан. Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

                                       «Дождик»\

Цель: Игра способствует развитию речи.

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые  игрушки, дайте  ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу  сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

               Г. Лагздынь

Игра способствует развитию речи.

                                   «Тонет – не тонет»

Цель: В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»

То нет сразу

Тонет после намокания

Не тонет.

Необходимый материал:  тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.

 

 

 

 

 

 

Подборка игрового материала для детей раннего возраста                        на тему «Космос»

Цели:

Деть детям элементарные представления о космосе.
Активизировать словарь по данной теме.
Продолжать формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете, геометрических фигурах, положении предметов в пространстве.
Учить детей выполнять простейшие опыты с песком и водой.
Совершенствовать навыки рисования, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Глобус, разноцветные пуговицы, силуэтное изображение летающей тарелки с разноцветными кругами разных размеров и набор пуговиц соответствующих размеров и цветов.
Изображения пришельцев и их планет в виде геометрических фигур.
Схематическое изображение ракеты из геометрических фигур, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Картинка с изображением космонавтов трех размеров, вырезанные из белого картона изображения скафандров трех размеров.
Склеенный из плотной бумаги конус. Наклейки в виде кругов, салфетка красного цвета.
    Приклеенные с черному картону ракета, космонавт на шнурке, большая и маленькая планеты.
    Клей, песок, лист бумаги с прикрепленным сверху на нем круглым трафаретом.
   Емкость с песком. Пипетка. Стакан с водой.
Разноцветные прищепки, силуэтные изображения динозавров из плотного картона.
    Лист-фон с изображением трех планет разной величины, клей, цветные силуэтные картинки динозавров трех величин.
    Лист бумаги с прикрепленным сверху на нем круглым трафаретом, поролоновый тампон, синяя краска, мелкий песок.
    Изображение планеты Земля, камни и тени от этих камней разной формы.  Силуэтное изображение ракеты.

Аудиозаписи: «Песня юных космонавтов».

 

Дидактическая игра «Найди ракету пришельцев»

- На какую геометрическую фигуру похож этот пришелец? Он похож на круг. Значит он прилетел на круглой ракете. А теперь скажите, на какую геометрическую фигуру похож этот пришелец? На овал. Значит он летает на овальной ракете. Найдите для каждого пришельца подходящую ракету.

 

Игра с пуговицами «Летающая тарелка»

- На круги выложите пуговицы подходящего размера и цвета.

- Пора и нам слетать в космос. Но сначала нам нужно будет построить нашу собственную ракету.

 

Дидактическое упражнение «Построй ракету»

- Возьмите в руки прямоугольник и и найдите его место на изображении ракеты.

- Теперь выложите два квадрата и один треугольник. А сколько кругов? Два круга. Выложите их в виде окон-иллюминаторов. А теперь сосчитайте овалы. Сколько у вас овалов? Их три. Найдите и им место на нашей ракете.

 

Дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру»

- Перед вами три космонавта. Покажите самого высокого, самого низкого. Чтобы космонавт мог выйти в открытый космос ему нужен скафандр. Давайте подберём им скафандры по размеру.

 

Конструирование из бумаги «Ракета»

На конус из плотной бумаги дети наклеивают круги-иллюминаторы, сминают салфетку красного цвета и вставляют в полую часть конуса - «огонь».

- Но перед любым полетом космонавты долго тренируются. Мы с вами тоже должны хорошо потренироваться.

 

Динамическая пауза «Тренировка космонавтов»

Дети ползут по скамейке, затем пролезают в туннель, по окончании которого они проходят по коррегирующей дорожке. (Выполняется под музыку «Песня юных космонавтов»).

- А теперь, когда у нас все готово, отправляемся в полет!

 

Дидактическое упражнение «В открытом космосе» 

- Возьмите своего космонавта и расположите его в ракете. Теперь ракета летит вверх. Нам пора выходить из ракеты в открытый космос. Вот космонавт высадился на большой планете. Теперь вернулся на ракету. Снова вышел и облетел вокруг ракеты. Затем он должен высадиться на маленькой планете.

Планета песка

Опыт с песком «Сухой или мокрый»

- Перед вами песок. Потрогайте его. Песок мокрый или сухой? Сухой. А как сделать песок мокрым? Налить воды. С помощью пипеток налейте воду в песок. Какой стал песок от воды? Мокрый.

 

Ручной труд «Планета песка»

На лист белой бумаги накладывается трафарет и закрепляется скрепками. 

- Хорошо намажьте клеем круг внутри трафарета и посыпьте его песком. Посмотрите, у нас получилась целая песчаная планета.

 

Планета динозавров

Аппликация «Динозаврики»

- Дети, у вас есть большие и маленькие динозавры. Большие динозавры живут на большой планете, а маленькие — на маленькой. Наклейте большого динозавра на большую планету, а маленького динозавра — на маленькую планету.

 

Игра с прищепками «Динозавры»

- У динозавров есть много врагов. Давайте защитим их. Приделайте шипы на спины динозаврам, чтобы они могли защититься от своих врагов.

 

Планета воды

Рисование «Планета воды»

(Выполняется с помощью поролоновых тампонов).

На лист бумаги накладывается круглый трафарет, закрепляется скрепками. Поролоновым тампоном с синей краской дети оставляют отпечатки, которыми они должны заполнить всё пространство внутри трафарета.

- Как вы думаете, кто может жить на планете воды? Рыбы, киты.

 

Планета камней

Дидактическая игра «Найди камень по его тени»

- Вы должны разложить камни подходящей формы на их тени.

 

Дидактическое упражнение «Проведи ракету через метеоритный дождь»

- Возьмите в руки свою ракету и поставьте на нашу планету Земля. Теперь ракета отправляется в путь. Помогите ракете пролететь через метеоритный дождь и не врезаться в камни (астероиды).

 

Упражнение «Собери камни»

- На этой планете сильные ветра и ураганы разбросали камни и обломки скал. Нужно их собрать, но руками трогать камни нельзя. Мы с вами будем собирать камни с помощью специальных инструментов - веников и совков. Смотрите, вот так.

 

Лепка «Звезда и комета»

На листе черной бумаги дети делают изображение звезды и кометы.
Звезда: круговым раскатыванием сделать шар, приложить к картону и придавить, пальцем вытянуть пластилин в стороны — сделать «лучи».
Комета: круговым раскатыванием сделать шар, приложить к картону и придавить, пальцем вытянуть «хвост» кометы.

  

Тематическая подборка игр и упражнений

 

Тема: «Курочка Ряба

Цели:

Вызвать у детей интерес к сказке, привлечь к игре-драматизации по сказке.

Формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете.

Учить детей  считать и обозначать цифрой результат счета.

Продолжать учить рисовать карандашом, кистью, пальчиком.

Закреплять приемы наклеивания и лепки (прямое и круговое раскатывание, сплющивание, отщипывание, придавливание).

Формировать интерес к сказкам, изобразительной деятельности.

Упражнять в сооружении постройки по образцу воспитателя.

Развивать мелкую моторику, звукоподражание, координацию движений, зрительное и слуховое сосредоточение, чувство ритма.

 

Оборудование:

Игрушки для настольного театра: дед, баба, курочка, мышка, яйца (простое и золотое).

Картинки-фоны с изображением гнезда и черных теней героев сказки, цветные силуэтные картинки героев сказки.

Карточки-цифры «1» и «2», картинки с изображением одного и двух яиц в гнезде.

Картинка-заготовка «Курочка Ряба», клеящие карандаши, вырезанные из желтой бумаги фартуки, пластилин черного, красного и синего цвета. Дощечки для лепки.

Желтая краска, кисти, непроливайки, бумажные одноразовые тарелки.

Картонные цилиндры, обклеенные оракалом с прорезанной дверью, круги и цилиндры.

Картинки-заготовки с нарисованными в центре яйцами, карандаши черного цвета.

Цветные силуэтные картинки цыплят четырех величин.

Шнур красного цвета, нарезанный на короткие и длинные отрезки.

Картинка-заготовка с изображением двух яиц, пальчиковые краски оранжевого цвета.

Платок, фуражка, золотое  и простое яйцо, шапочки курочки и мышки.

Счетные палочки, картинка-фон с изображением петушка и схемы постройки дома из счетных палочек.

Ложки, яйца (пластиковые или деревянные)в корзинке, яичные клетки.

Вырезанные из черного картона сковородки, пластилин белого и желтого цветов.

Аудиозаписи: «Цып-цып, мои цыплятки», «Танец цыплят», «Воспитание».

 

Показ настольного театра «Курочка ряба»

Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».

 

Дидактическая игра «Найди тень»

Посмотрите на эту картинку. Куда-то ушли все герои сказки, остались только их тени. Давайте вернем всех на место: вот вам цветные картинки деда, бабы, яйца, курочки и мышки — разложите их на подходящие по форме тени.

 

Дидактическая игра «Сколько яиц?»

Сосчитайте, сколько яиц в этом гнезде и обозначьте цифрой. А теперь сосчитайте яйца в другом гнезде и тоже обозначьте цифрой.

 

Изобразительная деятельность «Курочка Ряба»

Сделаем курочке Рябе глаза и клюв: кусочек черного пластилина разделите на две части, скатайте шарики, приложите в нужное место и придавите пальчиком; из кусочка красного пластилина раскатайте короткую колбаску,  пальчиком раскатайте один ее конец, чтобы он стал острым и прикладывайте на место клюва.

Курочка Ряба хозяюшка. Давайте наденем ей фартук. Какого цвета фартук? Желтый фартук. А теперь приклейте его. Сделаем фартук нарядным — украсим его: отщипывайте кусочки пластилина, прикладывайте  и прижимайте к фартуку. Какого цвета пятнышки на фартуке? Синего цвета.

 

Рисование кистью «Зернышки для курочки Рябы»

Давайте накормим курочку Рябу — нарисуем зернышки на тарелочке. Возьмите кисти правильно, окунайте ворс кисти в краску и прикладывайте к тарелочке. Какого цвета мы взяли краску для рисования зернышек? Желтую краску.

 

Конструирование «Курятник»

Поставьте на пол один цилиндр так, чтобы дверь оказалась внизу. Сверху положите круг. Теперь строим второй этаж — ставим сверху еще один цилиндр. Обратите внимание на дверь — она должна быть внизу. Сверху снова кладем круг и делаем крышу из конуса. Двухэтажный курятник — дом для кур готов!

 

 

 

Рисование карандашами «Гнездо»

Вот яйца, скоро из ним вылупятся цыплята, а гнезда нет. Давайте нарисуем гнездо. Возьмите карандаш и рисуйте вокруг яиц гнездо круговыми движениями руки.

 

Дидактическая игра «Расставь цыплят по росту»

Собралась курочка Ряба своих ребят-цыплят на прогулку вести. Давайте построим цыплят по росту6 первым поставим самого большого цыпленка, за ним цыпленок поменьше. Затем еще поменьше и самый маленький.

 

Упражнение «Перенеси яйца»

Дети переносят ложкой яйца из корзины в яичную клетку.(Под песню «Воспитание).

 

Чтение потешки и звукоподражание «Курочка Ряба по двору ходит»

Курочка Ряба по двору ходит, цыпляток водит.

Хохолок раздувает, малых деток потешает: «Ко-ко-ко!» (Дети повторяют)

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

На речку!

Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

За водичкой!

Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить!

Курочка-рябушечка, как цыпляткт просят пить?

Пи-пи-пи! (Дети повторяют)

 

Дидактическая игра «Длинные и короткие червячки»

Ребята, превращайтесь в цыплят и отправляйтесь гулять, червячков искать.

Много червячков вы насобирали. Какого цвета червячки? Красного. Посмотрите внимательно одинаковые червячки? Нет разные: короткие и длинные. Разложите червячков на две кучки — в одну кучку коротких. А в другую кучку длинных червячков.

 

Музыкально-ритмическое упражнение «Цып-цып, мои цыплятки»

Дети играют на бубнах под музыку, повторяя за воспитателем, стуча в бубен или гремя им.

 

Упражнение «Прокати яйцо»

Возьмите в руки яйцо и прокатите его по дорожке.

 

Пальчиковое рисование «Яйцо золотое, яйцо простое»

На картинке нарисованы яйца. Сколько их? Два яйца. Одно яйцо простое — белое. А вот другое яйцо должно быть золотое. Возьмите оранжевую краску и закрасьте одно яйцо, чтобы оно стало золотое. Простое яйцо останется белым.

 

Игра-драматизация по сказке «Курочка Ряба»

Детям предлагается надеть фуражку, платок, шапочки мышки и курочки и показать сказку. Текст сказки говорит воспитатель.

 

Игра со счетными палочками «Дом для Петуха-папы»

Вот какой домик нужно построить для папы Петуха. Берите палочки и выкладывайте их на картинке так, чтобы получился домик.

Лепка  «Яичница на сковороде»

Не из всякого яйца появляется цыпленок. Некоторые яйца попадают к нам в холодильник из них мама готовит яичницу. Вот и мы с вами сейчас возьмем сковородки и положим перед собой. Затем круговыми движениями раскатаем кусочек белого пластилина, чтобы получился шар, расплющим его в лепешку, приложим к сковороде и придавим — это яичный белок. Кусочек желтого пластилина круговыми движениями раскатаем в шар, приложим в середину белка и придавим. Вот какая яичница получилась у нас с вами!

 

Музыкально-танцевальное упражнение «Танец цыплят»

Дети танцуют под музыку по показу воспитателя

Дата последнего обновления страницы 04.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения