Составление описательных рассказов природ. характера

МБДОУ Орджоникидзевский детский сад "Лучик"

 663408,Красноярский край, Мотыгинский р-он. п.Орджоникидзе ул.Строителей 31.

 

тел. 89233611979

Составление описательных рассказов природ. характера

 

 

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходим компонентом общения, в процессе которого она, собственно формируется.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в ечевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и  сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления, наблюдательности, обобщенных представлений, эмоционального восприятия природы.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Поэтому в своей работе педагогу следует уделять внимание  развитию познавательных способностей природоведческого характера.

На первом этапе нужно ввести детей в мир природы, дать им первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям, многообразию. Для этого можно читать детям рассказы о природе таких писателей, как Чарушин, Сладков, Бианки, Скребицкий, Кучеренко и других писателей. Очень  помогают ежедневные наблюдения в природе, экскурсии к реке, в парк в различные времена года. Также следует систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о природе: об отдельных представителях животного и растительного мира, об особенностях их внешнего вида, повадках.

В рассказах о природе особое внимание уделяется таким особенностям представителей живой природы, которые отличают их друг от друга, делают непохожими и уникальными.

К концу первого этапа дети станут использовать в своей речи образно – красочные сравнения, синонимы. Дети будут проявлять инициатив в разговоре со взрослыми, отвечая на воспроссыс и задавая встречные.

У детей появится интерес к самостоятельности в использовании простых форм объяснительной речи и речи доказательства.

С помощью взрослого дети начинают составлять описательные рассказы природоведческого характера.

На втором этапе перед педагогом стоит следующая задача: приобщать детей к словесному искусству, в том числе к составлению описательных рассказов на основе схем – моделей, добиваться в рассказах точности, образности.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка и начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает моделирование. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. С помощью наглядного моделирования и вопросов поискового характера детей подводят к установлению причинно-следственных связей жизни растений и животных, к самостоятельным выводам и обобщениям.

Немаловажную роль в составлении  описательных рассказов оказывают и дидактические игры. Очень нравится детям играть в такие игры – загадки, как «Угадай, что за зверь», «Угадай, что это (кто)».Аналогичные игры, где дети описывают отсутствующие предметы: «Угадай, что мы задумали?», «На что похоже?», «Что подсказала нам природа».

Основное правило в этих играх – не называя предмет, который задуман, описать его по главным существенным признакам. Эти дидактические игры и схемы – модели помогают детям в составлении загадок, как одного из видов описательного рассказа.

        Работу следует проводить в тесном взаимодействии с родителями. Они помогают организовывать экскурсии в зоологический музей, в зоопарк, в ботанический сад, на выставки. После экскурсий дети передают свои впечатления очень эмоционально. Для сохранения этих впечатлений можно создавать творческие тематические альбомы рассказов и рисунков воспитанников.

Кроме того дети с большим удовольствием приносят фотографии, рисунки своих домашних любимцев и  рассказывают всем о них. Эти рассказы следует записывать и в результате получатся разнообразные книги, например  «Ребята о зверятах».

Можно сделать вывод, что после проделанной работы рассказы детей становятся более объемные, содержательные. Объемные т.к., в них будут присутствовать красочные эпитеты, сравнения. Дети становятся инициативны и самостоятельны в придумывании рассказов, и не повторяют рассказы других, пользуются разнообразными средствами выразительности.

Дата последнего обновления страницы 04.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения