Самообразование Демьяненко О.А.

МБДОУ Орджоникидзевский детский сад "Лучик"

 663408,Красноярский край, Мотыгинский р-он. п.Орджоникидзе ул.Строителей 31.

 

тел. 89233611979

Самообразование Демьяненко О.А.                                                                        

 

                                               Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

                                            Орджоникидзевский Детский сад «Лучик» 

                                    

                                   План работы по самообразованию

                                  Демьяненко Ольги Александровны

                                                        Воспитателя первой категории

                                                  Тема

«Дидактические игры как средство

развития познавательных способностей детей

дошкольного возраста.»

2016 - 2017 учебный год

Тема: Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы:

  «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».   Н. К. Крупская

  В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

  Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

     Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Сущность дидактической игры заключается в том,  что для взрослых она - средство обучения детей, а для детей - игра.

Цель данного проекта – повысить профессиональную компетентность в вопросах 
                                            внедрения дидактических игр в современные технологии.

Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.Задачи:

Составить план работы по данной теме

·         Пополнить картотеку дидактических игр

·        Использование новой формы игры «Лепбук»

·         Сформировать навыки самостоятельной деятельности; 

·         Повысить самооценку детей, их уверенность в себе; 

·         Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

·         Научить детей различать основные цвета; 

·         Познакомить детей с величиной и формой предметов;

·         Развивать мелкую моторику рук;

·         Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о игровой деятельности детей;

·         Оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для детей.

 

Этапы реализации проекта:

 

Первый этап – подготовительный:

·        Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.

·        Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

·        Знакомство с методической литературой по данной теме.

·        Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности.

Второй этап – практический

·        Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости).

·        Изготовление новых дидактических игр и пособий, своими руками и руками родителей.

·         Консультация для родителей «Значение дидактической игры в жизни ребёнка».

·         Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий.

·         Составить картотеку игр – экспериментов с водой, снегом и т. д. 

·        Оформление письменных консультаций в родительском уголке.  

·        Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные). 

·        Изготовление дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания.

·        Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию, 
в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна.

·        Изготовление  и применение лепбука в НОД.

Третий этап – заключительный

Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей». 

Продукт проекта:

·        Пополнение группы дидактическими играми пособиями .

·        Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий.

·        Составить картотеку игр – экспериментов с водой, снегом и т. д. 

·        Изготовление дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания.

·        Создание картотеки печатной информации и рекомендаций  для родителей по данной теме.

·        Изготовление лепбука (по темам недели).

 

 

Содержание работы

Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

Бондаренко. А.К. "Дидактические игры в детском саду" - М., 1991г., Максаков А.И., Тумакова Г.А. "Учите, играя" -М., 1981г.,    Мендерицкая Д.В. "Воспитателю о детской игре" -М.,1982., 

.  http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

     В течении года

Работа с детьми (практический этап) 

1.

Изготовление лепбука «Ярмарка мебели»  по теме «мебель»

2.

Изготовление сенсорной дорожки

3.

Волшебный сундучок (для уголка природы) для развития представлений окружающего мир.

4.

д\и «магазин хвосты»

5.

Организация предметно развивающего уголка «Хочу всё знать»

6.

Мазайка из макарон. (схемы)

 

7.

 

Хлебобулочные изделия из солёного теста для сюжетно ролевой игры «Магазин»

8.

 

9.

10.

11.

Работа с родителями

1.

Общ. родительское собрание  « Значение дидактических игр в жизни детей». 

25.10.2017 г.

2.

Ведение рубрики «Это интересно», «Развивайтесь вместе с нами»

2017 – 2018г.

3.

Печатная информация с словесными играми по темам недели

4.

Изготовление насекомых из бросового материала.

 

Используемая литература:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1991.

3. Бондаренко. А.К. "Дидактические игры в детском саду" - М., 1991г.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

6. Жуковская Р.И."Игра и её педагогическое значение" - М., 1975г.

7. Игра дошкольника/ Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.

8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. –Изд. 3-е, Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. "Учите, играя" -М., 1981г.

10. Мендерицкая Д.В. "Воспитателю о детской игре" -М.,1982.

11. Сорокина А.И. "Дидактические игры в детском саду" - М.,1982г.

12.  Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи"-М.,1988г.

13.  http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

 

 

Муниципальное  бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад «Лучик»

 

 

 

 

 

План работы по самообразованию

Демьяненко Ольга Александровны

 

 

        Тема:       « Использование театрализованной деятельности как    

                                 источника развития творческих способностей детей.

                                 А также создание позитивных и эмоциональных 

                                 взаимоотношений детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 – 2015 учебный год

Возрастная группа  ( 5 – 7 лет )

Тема:  Использование театрализованной деятельности как источника развития творческих способностей детей. А также создания позитивных, эмоциональных взаимоотношений детей

Цель этой работы -  эффективно использовать театрализованную деятельность в своей работе для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое  состояние в игре. Выработать чувство ответственности в своих силах, помочь формированию взаимоотношений, научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы), помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей, поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского  сада, продолжать знакомить детей.

Общие программные задачи:

• Развивать интерес к сценическому искусству.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Развивать музыкальный слух.

• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

• Учить сочинять этюды по сказкам.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность, двигательные способности, ловкость, подвижность.

• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

• Учить строить диалог.

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Знакомить с видами театрального искусства.

• Знакомить с создателями спектакля.

• Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки детей:

• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

• Запоминают заданные позы.

• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

• Умеют составлять предложения с заданными словами.

• Умеют сочинять этюды по сказкам.

• Умеют строить простейший диалог.

Основное направление работы :     

Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равно мерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напря гать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное от ношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

 Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

 

 

Культура и техника речи:

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства, основы актерского мастерства, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.  

Предметно – развивающая среда.

Задачи: создать в группе предметно-развивающей среды - системы, которая обеспечит полноценное развитие детской деятельности  и личности ребенка, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Задачи: способствовать укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития каждого ребенка; повышению педагогической компетентности родителей,  поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях, привлекать к участию в различных мероприятиях  детского сада. Сориентировать родителей на развитие и устойчивый интерес к театрализованной деятельности.  Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями;

 

 

 Месяц

                                      Мероприятия

 

Октябрь

                      

Осенний утренник «Капустные посиделки»

 

Ноябрь

 

Вечер развлечений для мам.

Участие в концерте СДК

 

Декабрь

 

Вечер загадок «Приметы зимы».

Новогодний праздник «Мы встречаем новый год».

 

 

Январь

 

Познавательно – тематический вечер «Рождественские колядки».

 

 

Февраль

 

Праздник 23 февраля «День защитника отечества».

Развлечение «Масленица»

 

Март

 

Праздник «8марта».

 

 

Апрель

                      

 Развлечение «Красивые послушные шарики воздушные»

 Праздник весны.

 

 

Май

                                             

Праздник 9 мая

 

Июнь

 

Праздник к дню защиты детей.

 

 

 

Работа с родителями : Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становятся активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.

Предложить родителям участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливать вместе с ребятами костюмы, помогать в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы являлось привлечение родителей для участия в праздничных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией.

 

Форма работы с родителями :

·        Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.  

·        Участие в концертах, конкурсах, выставках. Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.

 

Работа с педагогическим коллективом .

 Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте со вторым воспитателем, младшим воспитателем, музыкальным руководителем.

А также воспитатели других групп в помощи  изготовления декораций, афиш, разработка  костюмов, сценариев.  Вместе с музыкальным руководителем подбор музыкальных произведений, разучивали их, работа над постановкой танцев, подбор фонограмм.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Первый этап- подготовительный

 1.Диагностика уровня творческих способностей у детей.

2.Изучение методической литературы.

3.Создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, специальных педагогических условий по развитию творчества детей.

 4.Организация предметно-развивающей среды.

 5.Составление перспективного плана работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр.

 6. Создание интереса у участников проекта

 7. Разработка  совместной деятельности специалистов с включением разнообразных форм работы.

Второй  этап – практический

1. Развитие речевого творчества, выразительности речи.

2. Развитие творчества в двигательной деятельности.

3. Продуктивное творчество. Занимательные игры и упражнения, игры-эксперименты с материалами и инструментами, игровые задания. (Проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности, в любое свободное время, в разных режимных моментах).

4.Театрализованные игры.

 

 5. Работа над постановкой театрализованного представления: Выразительное чтение произведения и беседы о прочитанном; право свободного выбора и добровольного участия в спектакле: Работа над ролью.

6.«Творческая мастерская» (совместно с родителями создать необходимые костюмы или элементы костюмов, атрибуты).  

Третий этап – заключительный   

1. Диагностика уровня творческих способностей у детей.

 2. Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей подготовительной группы.

Полученные результаты

 Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач.

И в этом нам помогло активное использование игровой деятельности. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.

Игровой сюжет позволяет заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

 Объектом исследования является процесс организации и проведения театрализованной деятельности. Предмет исследования: Использование театрализованной деятельности как источника создания позитивных, эмоциональных взаимоотношений детей.

 

Литература:

Артемова Л.B. «Театрализованные игры». -М.: Просвещение, 1986 г. 67 с.

Выготский JT.C. «Воображение творчества в детском возрасте». - М.: Просвещение, 1991 г.; Маханева М. «Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание». 1999, №11-с6-14.; Сорокина Н. «Кукольный театр в детском саду// Дошкольное воспитание». 1997, № 6, с. 61-63.; Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». -М.: Владос, 2001. 159 с.

 

Дата последнего обновления страницы 07.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»